Перейти к содержимому

5 лучших и 5 худших частей FIFA в XXI веке. Ностальгия из нулевых, убойные баги и уличный футбол

А вы думали, они одинаковые?

Есть два повода поговорить о лучших и самых отвратительных частях футбольного симулятора FIFA от EA Sports. Первый – мы все-таки прощаемся с этим тайтлом. Срок жизни FIFA 23 уже почти подошел к концу, а со следующей итерации игра будет называться EA Sports FC. Ужасно. Но можно подвести итоги именно в рамках тайтла FIFA, где перемен уже не будет никогда.

И второй повод – репутация. В последние лет десять кажется, что серия FIFA разучилась меняться, а EA Sports сосредоточена по большей части на прибыльном режиме Ultimate Team, забывая положить в пакет с ним новую игру. FIFA 22 и 23 попробовали предложить что-то новое, но глобально не изменили мнение предвзятых геймеров. Тем интереснее будет либо найти в этом периоде что-то интересное, либо вспомнить золотые годы, когда одна часть FIFA могла кардинально отличаться от другой.

FIFA 2003 – Лучшая

Лучшая часть серии со времен FIFA 98: Road to World Cup. И первая по-настоящему новая FIFA в том смысле, что в ней стадионы стали казаться действительно живыми, появились разнообразные празднования и вообще не было чувства однообразия. Во всяком случае, на первый взгляд. А еще тут были стильные менюшки и великая заставка с Роберто Карлосом, Райаном Гиггзом и Эдгаром Давидсом.

Многим, конечно, больше нравилась FIFA 2002, но в отличие от нее и версии 2001, у FIFA 2003 было огромное геймплейное преимущество, а именно отсутствие явных эксплойтов. Две части назад залетал почти любой гол с навеса, а в FIFA 2002 любой быстрый игрок в нападении легчайше обходил всех соперников. В FIFA 2003 все-таки присутствовал баланс и впервые чувствовалось кардинальное отличие уровней сложности. Да, а еще передовой графон давал эффект «как по телевизору». Сейчас в этом сложно поверить, но в начале нулевых казалось именно так.

FIFA 15 – Худшая

Странно говорить такое про одну из любимых частей многих геймеров, но FIFA 15 полностью заслужила свое попадание в список благодаря позорнейшему релизу в истории EA Sports. Мы все привыкли к тому, что на старте можно наткнуться на различные баги. Но в FIFA 15 их было слишком много.

Игроки крипово ломались, телепортировались, становились невидимыми и тонули в текстурах, как в зыбучих песках. Начальное состояние FIFA 15 – одна большая комедия глитчей. И наблюдать за новыми убойными скриншотами и роликами было правда весело, но как играть-то, а? Конечно, EA Sports постаралась быстро выпустить патч, который чинил FIFA 15, но к тому моменту ущерб репутации уже был нанесен. 

FIFA 07 – Лучшая

Вы наверняка слышали вполне обоснованное мнение о том, что серия FIFA не может называться футбольным симулятором, потому что сам процесс игры в футбол в ней не выглядит реалистичным. Так вот, FIFA 07 – именно тот случай. Она была какой угодно, но не правдоподобной. Очень быстрая, резкая, поощряющая игру без полузащиты и позволяющая время от времени заваливать голы с центра поля. Так почему же она не в худших?

Все довольно просто. В нее было очень весело играть. FIFA 07 – так себе футбольный симулятор, но отличная спортивная видеоигра с приятным геймплеем. А еще в ней было как никогда много лиг, красивые повторы и куча анимаций, где игроки, например, сталкивались друг с другом. Гораздо лучше, чем ее предшественница – серенькая FIFA 06.

Правда, была у FIFA 07 и одна важная проблема, в будущем ставшая одной из самых раздражающих для продуктов EA Sports. Версия для Xbox 360 значительно превосходила игру на PC и PlayStation. Как по графике, так и по имплементации новых механических технологий. И это неравенство всегда раздражало. Но эй, шустрая FIFA 07 все равно оставила больше приятных воспоминаний.

FIFA Street (2012) – Худшая

Да, это не совсем каноничная FIFA, но тем не менее. Многие геймеры искренне полюбили FIFA Street 2005 года и долго ждали, когда же им снова дадут насладиться уличным футболом. И вот появилась новая часть серии. Чего от нее ждали? Большего разнообразия тактик, урбанистической атмосферы и приятного управления. Но вышла просто отвратительная игра.

Как бы вам объяснить, в чем тут проблема. Новая FIFA Street заболела сизифилисом, из-за чего принуждала вас повторять одни и те же действия снова и снова. Нет ничего эффективнее, чем финт с разворотом. Вы просто проходите одного соперника за другим, доходите до ворот и чаще всего промахиваетесь. Причем этот прием мог исполнить любой ваш игрок – хоть вратарь, хоть защитник. Разницы тупо никакой. Скучно, лениво, однообразно и плохо во всех категориях вообще. 

FIFA 12 – Лучшая

Одна из лучших частей FIFA в истории. У многих она остается любимой до сих пор. FIFA 12 на фоне прошлых казалась невероятно плавной и свежей. Зайдите после нее в FIFA 11 или FIFA 10 и они покажутся вам деревянными. Вы заметите, что игроки там – рабы геометрии, которые носятся по прямым линиям. Тут же впервые появилось что-то похожее на разнообразную физику. Так и должен выглядеть прогресс!

К тому же, FIFA 12 улучшила не только визуал и механику, но и разнообразила игровые режимы. Например, режим карьеры стал интереснее, чем когда-либо, а новая система скаутинга работала сильно лучше, чем в FIFA 11. Единственный серьезный минус – баги на старте, но по сравнению с грядущим ужасом от FIFA 15 это были просто мелочи.

FIFA 16 – Худшая

А вот это прям полный позор. Вообще после FIFA 12 у серии случился длительный застой, граничащий с запором. Более-менее удачная FIFA 14, например, выглядела, как легкий апдейт и ребаланс FIFA 12. Потом был фестиваль багов, а потом выкатили FIFA 16. И боже, с чего бы нам начать.

Все в этой инкарнации, что не касалось FIFA Ultimate Team, рассыпалось в руках у бедных геймеров. Лагающее управление с медленной отдачей, отвратительно тупой искусственный интеллект и дальние удары, залетающие каждый раз. В чем смысл игры, если любое ваше действие приводит к голу? Ну как любое, была процедура: немного дриблинга + ложный замах + точный удар. 

И все, даже запасной бичуган из центра обороны положит великолепный скример, а если вам очень захочется, то он же возглавит топ бомбардиров. При этом FIFA 16 не только не добавила серии новизны, но и выглядела жестким даунгрейдом по сравнению с FIFA 14. Просто кошмарище и отличный урок всем: если вы думаете, что дела идут не очень, то EA Sports всегда сможет еще хуже.

FIFA 17 – Лучшая

Получается, самая темная ночь всегда перед рассветом, потому что FIFA 17 была первой революционной игрой в серии за пять лет. Старый движок выбросили на помойку, а вместо него положили новенький Frostbite. В результате визуальная часть FIFA 17 резко улучшилась по сравнению с предыдущими играми. Но еще в нее положили немного новеньких режимов.

Отдельным селлинг-пойнтом был режим истории, где можно было поиграть за вымышленного английского игрока Алекса Хантера. Да, его внешность и личность были статичными, что расстраивало тех, кто параллельно бомбил в прописанных карьерах NBA от 2K Sports. Но все равно это было нечто новое. Шаг вперед в застойной серии, где игра за одного игрока всегда уступала конкурентам из Konami.

Еще разработчики FIFA 17 наконец попытались сделать футбол похожим на футбол в том смысле, что в ней уже нельзя было читерским способом выводить Мартина Шкртела в лучшие бомбардиры лиги. Наоборот, геймплей поощрял активную игру в пас. Ну, во всяком случае пытался. Но эта часть однозначно дала надежду на то, что FIFA может быть современной и разнообразной игрой, пусть и многие идеи в ней моментами казались просто удачной демкой. 

FIFA 19 – Худшая

Как видим, удачные концепции FIFA 17 были забыты, а серия предсказуемо вернулась к застою. Причем FIFA 18 была на уровне «ну как бы окей». Ничего хорошего не добавили, но и ничего важного не украли. Пойдет. И вот тут в комнату, шатаясь, заходит FIFA 19, чтобы предъявить нам худшую задержку управления в истории серии FIFA. А еще дальние удары перестали работать, так что все, кто хотел забивать голы, переключились на одинаковые прострелы. Класс!

Режим истории остался, но превратился в скучные рельсы, где ваш выбор не влияет в принципе вообще ни на что. А еще релизный год FIFA 19 стал годом бунта, когда гигантское количество геймеров обрушилось на EA Sports за то, что им продали за полную цену игру без серьезных нововведений, но с врожденными проблемами с управлением. Супер!

FIFA 22 – Лучшая

Не хочется проводить очевидные аналогии, но есть ощущение, что серия FIFA всегда работала пятилетками. FIFA 12, FIFA 17 и FIFA 22 – хронологическое расстояние между революционными частями распределено очень строго. Причем в 2021 году, когда вышла FIFA 22, о франшизе всерьез говорили только в контексте Ultimate Team. Все остальное никого не интересовало.

Что там изменилось? Да примерно все. FIFA 22 предложила игрокам более медленный, но более разнообразный геймплей. В ней можно было построить успешную тактику и с мелким пасом, и с навесами на великанов, и с активным прессингом, и с контратаками. Лонгшоты заработали, но ничего не гарантировали – как в реальной жизни. А надоевшие прострелы можно было наконец выбросить в окно.

Технические траблы все еще преследовали серию, но после ужасных трех итераций до FIFA 22, сбалансированный геймплей уже казался каким-то нереальным чудом. EA Sports очень хотела обелить свою репутацию, так что настаивала и на том, что в FIFA 22 уже нет скриптов. Так это или нет на самом деле? На этот счет есть разные версии. Но то, что визуально одинаковых ситуаций стало меньше – неопровержимый факт. 

FIFA World Cup 2010 – Худшая

Добавим сюда еще одну неканоничную часть в качестве бонуса. На этом месте легко могла бы оказаться FIFA 21, но проблема в том, что о ней даже сказать интересного нечего. А вот спецсерия к Чемпионату мира в ЮАР – это интересно. Как минимум потому, что аналогичная игра к ЧМ-2006 была мини-шедевром и одним из самых атмосферных футбольных симуляторов поколения. 

Но вот сделать что-то солидное к 2010 году у EA Sports тупо не получилось. Что странно, потому что FIFA 10 как раз однозначно входит в число хороших игр во франшизе. Но World Cup 2010 это не касается. Игра вышла просто скучнейшая и какая-то ленивая. Да, в ней можно было играть за футбольных карликов, вроде сборной Намибии, Арубы или Островов Кука, но какой в этом толк, если у них даже не было лицензированных форм? На PC FIFA World Cup 2010 не вышла, видимо, чтобы о ней знало поменьше людей.

Как выглядит геймплей нового футсима UFL? Говорят, игра убьет FIFA и eFootball

FIFA выпустила первый симулятор после эры EA Sports. В нем будут NFT и даже мультяшки

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.