Перейти к содержимому

Что нужно поменять в серии FIFA, чтобы сделать ее снова великой? Жадность EA, баги и режим карьеры

FIFA 23 – только маленький шаг к исправлению.

Окей, FIFA 23 уже несколько недель на рынке и собирает первые отзывы. Игра стала заметно медленнее, изменила правила сильных ударов, завезла новые анимации и кат-сцены для одиночных режимов. Но в остальном это все та же игра от EA Sports, унаследовавшая многие генетические болячки. Что особенно обидно, учитывая, что после смерти PES и появления импотентной eFootball, у FIFA уже реально нет конкурентов. А у нас, соответственного, нет альтернатив.

Но что конкретно нужно исправить в главной футбольной франшизе? Точно не название – но об этом мы уже когда-то говорили. Давайте представим, что у нас есть возможность повлиять на решал из EA, чтобы они наконец снова сделали из серии по-настоящему хороший тайтл. Что конкретно следует изменить?

Сделать что-то с багами на релизе

Ежегодный плановый парад глитчей в этом году тоже состоялся. Причем в новом ракурсе. Одна из фишечек FIFA 23 – динамические кат-сцены. И время от времени анимации там сходят с ума, а игроков ломает во всех местах, как героинь японских хорроров. Посмотрите на скрин ниже – что это такое?

И никто уже не удивляется. Все привыкли, что на старте придется страдать, потому что EA и FIFA. Можно ли назвать такую ситуацию нормальной? Точно нет. Но разработчиков, конечно, стоит пожалеть. У них есть всего год, чтобы выпустить новую игру. И если перемен вдруг больше обычного, то EA Sports физически не успевает фиксить проблемные места. Но это все равно не оправдание. То, что от самой богатой и популярной серии в жанре каждый год ожидают катастроф на релизе – позор.

Нужно развивать режим карьеры

Нормально развивать. Прям делать ставку на то, что карьера – такой же флагманский способ играть в FIFA, как и Ultimate Team. Пока же он просто есть. А все попытки его воскресить какие-то, ну, куцые что ли. Все равно карьерные похождения в FIFA быстро превращаются в репетативный экспириенс.

Возьмем хотя бы FIFA 23. Что добавили к режиму карьеры, помимо кат-сцен? Теперь у нас есть возможность сыграть за реальных менеджеров, вроде Пепа Гвардиолы, Антонио Конте или Юргена Клоппа. Звучит здорово, но это косметическая перемена. И то недопиленная. У многих тренеров топ-клубов нет детальных лиц – Микел Артета выглядит, как бот-сосед из Sims. Не говоря уже о том, что в других лигах, кроме АПЛ, тренеров-прегенов катастрофически мало.

Или вот еще одно нововведение – возможность играть не весь матч, а только ключевые моменты с атаками. На бумаге хорошо, а на деле игрок просто лишается контроля за счетом и будет чаще проигрывать, из-за потерь мяча. А ведь такая фишка уже была реализована в забытой игре UEFA Champions League 2004-2005. Там геймера ставили в интересные сценарии, где нужно было, например, отыграть в меньшинстве за 60 минут или обязательно выйти дублирующим составом. 

Естественно, челленджи – не единственный способ разнообразить геймплей. Проблема в том, что EA Sports занимается косметикой и не ищет способ по-настоящему заинтересовать игроков одиночной кампанией. И даже не пытается перенимать удачный опыт конкурентов, вроде NBA 2K, в лучших частях которой карьеры и чувствуются, и играются отменно.

Карьера за игрока – тоже беда

И с ней нужно что-то делать. Вот тут пример с NBA 2K даже актуальнее. В 2K16 сюжет для режима истории писал топовый режиссер Спайк Ли. А что FIFA? Ну, в периоде с FIFA 17 по FIFA 19 в игре был своеобразный стори мод с вымышленным футболистом Алексом Хантером. Никаких настроек внешности. Никакой возможности выбрать национальность или сменить имя. Просто играйте за этого чувака, нравится он вам или нет.

Конечно, всегда оставалась и обыкновенная карьера за игрока. И в FIFA 23 за нее как будто бы даже взялись. Но из реальных плюсов тут можно отметить разве что антураж и все те же кат-сцены. В остальном – пустота. А новая система прокачки, где нужно принимать решения, чтобы качать три разных части личности, сделала экспириенс хуже, а не лучше. Почему? Все просто. Если вы хотите качать технику, то обязаны принимать решения в стиле, отвечающем за эти атрибуты. Ни о каком отыгрыше личности речи не идет. Как и о других последствиях этих решений.

А ведь сейчас у EA Sports лучшее время, чтобы сделать карьеру за одного игрока топовой. Как раз потому, что этим всегда отличались конкуренты из Konami. Но то, что происходит с eFootball – какая-то грустная шутка. Пора всерьез делать ставку на этот режим. 

Лучшее, что можно сотворить с ним сейчас, помимо оптимизации геймплея – совмещение кастомной вариативной карьеры с элементами режима истории. В идеале так вообще сделать так, чтобы это не было совсем уж линейное приключение. Фанаты одиночной FIFA точно были бы в восторге от таких перемен.

Стремиться к симуляции футбола

Послушайте, как разговаривают фиферы. Они живут не в футбольном контексте, а в контексте игровых механик FIFA. Находят пару наиболее эффективных приемов и спамят ими 100% времени. Что говорите? Этот тип ускорения работает лучше других? Срочно забиваем на остальные. 

Стоит напомнить, что старым частям FIFA потребовалось пять лет (!), чтобы прийти к концепции футболистов разного роста. Такой проблемы сейчас нет, но нельзя сказать, что звезды футбола в FIFA отличаются особой индивидуальностью. Они – наборы цифровых показателей, а побеждает тот, у кого выше показатели скорости и удара. Но это же не похоже на настоящий футбол. 

FIFA 23 можно похвалить за то, что она сделала пару шагов от пародии к симуляции. Геймплей стал заметно более плавным, тогда как раньше казалось, что все происходит в режиме быстрой перемотки. EA Sports даже осмелилась добавить в игру больше отскоков и физики мяча, но даже в таком виде FIFA меньше похожа на футбол, чем лучшие части PES. В ней слишком мало элементов отведено случайности, а скриптовые сценарии все равно просматриваются, хоть их и стало больше. 

Наконец сделать нормальную PC-версию

Когда разработчик FIFA садится обедать, он отказывается от хлеба и мучных десертов. Потому что эти ребята ненавидят пекарни. Серьезно, отставание PC-версии от консолей уже давно стало раздражающим мемом. Владельцы всех устройств платят примерно один (и немаленький) прайс за новейшую часть FIFA. Но полноценный экспириенс в нашем случае получают только те, у кого есть PlayStation 5 или Xbox Series X/S. 

Несправедливую практику оправдывают тем, что у PC-геймеров просто слишком слабое железо, чтобы получать нормальную версию. Но это же чушь! Всегда можно позволить людям вручную менять настройки графики, если у них есть проблемы с FPS. Но кому это нужно, правда?

Покончить с жадностью

Но мы-то знаем, что EA никогда на это не пойдет, правда? Режим FIFA Ultimate Team приносит компании миллиардные доходы, потому карточная FIFA построена вокруг микротранзакций не меньше, чем какая-нибудь Diablo Immortal. Да, фактически можно играть, ничего не вкидывая, но тогда геймер, заплативший за FIFA полную цену, получит сильно урезанный экспириенс.

Все оправдания о том, что это не гэмблинг, а «призовые механики» не стоят ничего. Да их никто и не покупает. FUT – большое жадное казино, созданное не для топового футбольного мультиплеера, а чтобы собирать как можно больше донатов с геймеров. А побочки, вроде Weekend League и всевозможных дэйликов, нужны ровно для того, чтобы игрок проводил как можно больше времени в пространстве, склоняющем его к трате дополнительных денег. 

Вряд ли кто-то был бы против того, чтобы EA Sports перешла на менее хищническую модель. Например, если бы FUT реально был free-to-play тайтлом, а полный прайс нужно было бы платить за карьеру и все остальные режимы. Это если забыть о такой простой вещи, как банальное снижение цены. 

И ведь донатная ферма – не единственное проявление жадности. Владельцам Nintendo Switch продают старые части FIFA за солидные деньги с припиской Legacy Edition. Может, там что-то оптимизировали или добавили? Нет. Под ярлыком скрывается та же самая игра, где составы привели к современному состоянию. Еще раз: деньги  просят за то, что можно сделать вручную обычным редактором. Или накатив моды. 

Жадность – главный грех EA Sports и то, что убивает серию FIFA каждый год. Прибыли растут, а престиж и уважение испаряются. Поэтому о текущем периоде франшизе никто не будет вспоминать с теплой ностальгией, как о FIFA 2005 или FIFA 07. И очень жаль, что, в отличие от других проблем в нашем тексте, эту решить можно разве что в своих фантазиях.

Что если просто взять паузу?

Посидеть подольше и выпустить нормальную игру с кучей нового контента – неужели это так сложно? Да, футбол живет от сезона к сезону. Ну и что? Никто не мешает продлить жизненный цикл каждой части FIFA еще год, а лучше на два. FUT все равно продолжит выпускать карточки, а составы можно пофиксить банальными патчами. В случае с EA Sports не бесплатными, но это и правда рабочий вариант.

Как мы уже сказали, разработчики FIFA вынуждены успеть сделать хотя бы видимость новой игры всего за один календарный год. Какие бы ни были ресурсы у EA, но в современной игровой индустрии нормальные проекты не разрабатываются так быстро. Между игрой и ее продолжением всегда проходит больше, чем один год. И с какой стати футбольные симуляторы должны быть исключением?

От паузы и продления жизненного цикла FIFA бы только выиграла с точки зрения качества. Разработчики получили бы время, чтобы усовершенствовать движок, а то и переехать на новый. Они успели бы всерьез подумать над режимом карьеры и отловить баги, а не делать гигантскую работу в истерической спешке. Лучшего решения просто нет.

Проблема в том, что в нас слишком силен эффект привыкания. То, что осенью выходит новая FIFA – так же нормально, как и то, что с деревьев начинают опадать листья. Но одно из явлений движимо силой природы, а другое решением, которое принимают живые (мы не уверены) люди в офисах Electronic Arts. И выделения большего времени на разработку – главное условие для того, чтобы серия FIFA снова стала великой игрой, а не ежегодным суррогатом.

За что ненавидят симулятор Football Manager? 6 объективных причин – от нудных деталей до редких изменений

Серия FIFA теперь будет называться EA Sports FC. 5 причин, почему это ужасное название