Перейти к содержимому

«Удар головой» – великое шоу от раннего Дудя. Почему никто не повторил его успех?

Современный телик на такое просто не способен.

Передача «Удар головой» с канала «Россия-2» – первый опыт молодого Юрия Дудя* на телевидении и большой привет современному спортжуру из 2012 года. Бодрейшее ток-шоу, где кричали великие Александр Бубнов и Отар Кушанашвили, женщинам давали слово, а российскому футболу задавали неудобные вопросы. И все во времена, когда комментаторы и журналисты ежеминутно упражнялись в каламбурах и сдавали самим себе экзамены на знание басен Крылова. 

Удивительно, но таких шоу не делают до сих пор. «Удар головой» начал выходить больше десяти лет назад, если считать период с Никитой Белоголовцевым в роли главного хоста, а у передачи так и не вышло достойного наследника. Причем как на телике, так и на ютубе. Почему же проект был таким легендарным и как вышло, что концепт похоронили вместе с ним? Спокойно. Сейчас мы на все ответим.

В чем был феномен «Удара головой»?

В отличие от всех публичных обсуждений футбола, проект Игоря Порошина задумывался, как развлекательное шоу. Так что оно совсе не страдало от излишней официальности. Молодой щегол Дудь* задавал острые вопросы, следил за таймингом и вовремя затыкал гостей. За все выпуски «Удара головой» не было почти ни одной душной тирады ни о чем, как это частенько до сих пор бывает с экспертами федерального футбольного телика. Но если мы будем разбирать все подробно, то придется писать отдельный текст. Так что пройдемся по плюсам коротко.

Гости. В «Удар головой» звали только тех, кто умеет хорошо говорить. Как оказалось, таким человеком был и патрон шоу Игорь Порошин. Обязательно присутствовал более фриковатый персонаж с нестандартными мнениями, вроде Бубнова, Кушанашвили или Андрея Червиченко. Обязательно присутствовали связанные с футболом женщины, например, Анна Кастерова или великолепная Ирина Шадрина. 

Стандартный запак на выпуск выглядел примерно так: фрик, комментатор с «НТВ-Плюс», футбольный эксперт, дама, медийное лицо и специальный гость, как правило, связанный с темой. Если обсуждают фанатский скандал, то представитель какой-то группировки. Если мутный трансфер, то в студии сидит агент. 

Адекватная экспертиза. Ну, окей, там ставил оценки Александр Бубнов, но помимо него были вполне нормальные лекции от того же Андрея Талалаева. Не xG, но тоже неплохец. Особенно если вспомнить, что комментаторы тогда несли чушь о том, что команда победила, потому что тренер их правильно настроил, а тактический анализ всячески избегался. 

Острые вопросы. Во-первых, никаких поцелуев в туфли уважаемым людям. «Ой, Валерий Георгиевич, спасибо что пришли. Ой, вам удобно сидеть? Ну расскажите что-нибудь!» Ничего такого. Пришел – будь добр, отвечай на реальные претензии людей в студии. Был еще звездный корреспондент Иван Пачин, которого выпускали в мир ради вот таких пранков. 

Но это немножко другая история. Второй важный момент заключался в том, что о футболе в «Ударе головой» говорили без оглядки на то, что кто-то в руководстве какого-то клуба может обидеться. Ольга Смородская, админресурс «Зенита», нелепые решения «Спартака» – все получали в свой адрес пару панчей.

Бодрейший темп. За пятьдесят минут гости успевали поговорить обо всем, причем так, чтобы высказаться успели шесть человек в студии + те, кто давал комментарии по видеосвязи. «Удар головой» уничтожил передачи, где пузатые эксперты часами упражнялись в пинании пустоты. Порошин и Дудь* ставили на скорость и фактуру, поэтому от «Удара головой» было сложно устать. Наоборот, было обидно, что выпуск уже закончился и нет никаких аналогов. 

Почему конкуренты «Удара головой» так лажали?

Футбол на «НТВ-Плюс» подавался так, как будто Советский Союз никогда не распадался. И дело не только в поросшем мхом и грибами-Лениными языке, где выражения «игровой снаряд», «страж ворот», «плясать от печки» и даже «курочка по зернышку» считались нормой. Проблема в том, что «Плюс» тупо отказывался от своей развлекательной функции и не стремился производить бодрый контент.

Комментаторы приходили в студию в чем-то попало. Какие-то растянутые свитера, подстреленные пиджаки с выпускного – как будто в кадре не эксперты, а дублирующий состав «Улиц разбитых фонарей». Вопрос «Если ты такой умный, то где же твои деньги?» – дикая пошлятина, но если люди даже не пытаются выглядеть аккуратно, их и слушать не сильно хочется.

При всем уважении к Василию Уткину, когда ему указывали на то, что «НТВ-Плюс» застыл в янтаре и не делает новые проекты, он отвечал полнейшую чепуху. В частности, приводил в пример программу «Goalактика», как качественный авторский проект Кирилла Пупшева. Да, мы все любим посмотреть на красивые голы, но если программа с обсуждением хайлайтов – вершина местного креатива, то о чем вообще можно говорить?

На «Плюсе» отрицали разговорный язык, а статус футбольного журналиста/комментатора считался гарантом того, что в эфире сидит важный человек с по умолчанию интересными мнениями. На местном это называлось профессиональным подходом. А хулиганские перформансы «Удара головой», соответственно, считались непрофессионализмом. 

Очень похоже на отношение русского рока к попсе в 90-х и нулевых, когда звезды «Нашего радио» тупо не понимали, почему люди слушают что поярче, а не «настоящую качественную музыку». Вы себя-то вообще видели? Редакция «НТВ-Плюс» годами работала по старинке, не пытаясь создать ни развлекательное ток-шоу, ни хотя бы приблизить студийную классику к более ярким западным версиям со Sky Sports, ESPN и так далее. Они жили в прошлом.

«Культ тура» на «Матче» – прямой наследник 

Который в чем-то уступал. И, тем не менее, это лучший проект за всю историю канала – развлекательный, в чем-то даже независимый, с турбомолодой редакцией и бодрой подачей. Там тоже реализовывали смелые идеи, вроде кражи гонщика Стига из «Топ Гир» или момента, когда Леонида Слуцкого заставили есть бургеры, чтобы определить, в котором из них конина. Топовый концепт. Издевательский и на грани, но все-таки в рамках дружелюбной корректности.

К тому же, Дудь* и Савин тоже приглашали к себе только тех гостей, у кого есть топовая история или тех, кого интересно слушать по умолчанию. Разговаривали о договорных матчах, судейских скандалах, личной жизни своих героев. А трек для передачи написал рэпер Гарри Топор. Словом, от шоу «Культ тура» тоже всегда веяло свежестью.

Программа даже меняться умела вовремя. После первых выпусков в редакции быстро поняли, что Сергей Шнуров в кадре лишний, а Юрий Дудь* и Евгений Савин без него будут смотреться лучше. Все, никакого больше Шнура, а Жеку быстро подтянули по части речи и движения в кадре. 

Но каким-то образом передача не смогли стать настолько же значимой, как «Удар головой» и закрылась после подлейшего ухода шампунного спонсора. Возможно, дело в том, что «Культ тура» была все-таки чуть более нишевым проектом, а «Удар головой» реально охватывал все и мог держать в кадре много топовых гостей одновременно. 

Грубо говоря, «Культ Тура» – экспериментальный проект и по форме, и по содержанию, а «Удар головой» с виду вполне классическое ток-шоу, что позволяло удерживать внимание и более консервативной аудитории. А, может быть, просто не хватило времени. Понятно, что корни лучших качеств шоу растут из опыта Дудя* на «России-2».  

Современные попытки «Матча» – позор на фоне «Удара головой»

Почему же с момента закрытия «Удара головой» никто не сделал ничего подобного, не считая слегка другой формат передачи «Культ тура»? Сложно поверить, что для реализации концепта обязательно нужен Юрий Дудь* – ну не может потенция всей медийно-спортивной отрасли держаться на одном человеке. Что же тогда происходит?

Главная проблема – конечно, сам «Матч». В первое время, пока лицензии никуда не уехали, у канала была полная монополия на все. Но когда проект слишком дорогой, он боится рисковать. Поэтому «Матч» превратился в такой ESPN с лоботомией. Модная картинка, красивые пиджаки, стоп-лист для комментаторов, но никакой реальной динамики. «Россия-2» была даже не главным спортивным каналом, так что могла себе позволить больше экспериментов. А на «Матч», вероятно, регулярно смотрят глаза больших дядь с плохим вкусом и нулевой толерантностью к хулиганским выходкам.

«Культ тура» в целом была слишком экспериментальным проектом для «Матча», работающего исключительно на топливе помпезности. И канал в дальнейшем сделал все, чтобы не допускать в своих эфирах особой независимости отдельных шоу. Централизация – плохая основа для творчества. 

Долгое время на «Матч ТВ» вообще не было футбольных ток-шоу. Только нудные студии с экспертами и, собственно, трансляции спорта. Хотя казалось бы, что может быть проще? Нагоняешь экспертов с гостями, берешь адекватного ведущего и обсуждаешь. Но когда все-таки появилась передача «Есть тема», все стало понятно.

Формат ток-шоу в исполнении «Матча» оказался калькой даже не на «Пусть говорят!», а скорее на что-нибудь политическое, вроде «60 минут». Острые вопросы к футболу пропали, зато появились крики в адрес международных федераций и критика отдельных персонажей, вроде того же Евгения Савина. И не только в последние полгода, если что. Похоже, никто в редакции и не думает о том, как бы более развлекательно подать спорт. Важнее сохранять державную официальность. Так и какой тут может быть «Удар головой»?

Почему не появилось аналогов на ютубе?

А вот тут все просто и грустно или, если хотите, грустно и точка. Производить ютуб-формат в таком стиле слишком дорого и сложно. Особенно если подумать о том, как должен происходить букинг важных гостей. Кто-то вообще не пойдет, потому что это не федеральный эфир. А кто-то будет доступен крайне редко, из-за занятости в других проектах. 

Другой вопрос в том, кто должен вести такое шоу? Беженцы с того же «Матча»? Может и так. Но тогда очень быстро может сложиться ситуация, в которой поход на смелое и независимое ютуб-шоу будет означать, что гость лишится официальных эфиров с большими гонорарами. А на такое тоже пойдут очень немногие.

Плюс многие авторы так радуются, что к ним пришел тренер РПЛ или футболист сборной, что сами делают себе творческое обрезание. Неприятные вопросы либо выпадают, либо задаются в размягченном до неузнаваемости тоне. О том, что собеседника нужно хватать за разные места и дожимать, речи не идет в принципе. 

По итогу все, что у нас остается на ютубе – какое-то количество авторских передач в формате «один человек в кадре говорит о футболе». И еще несколько разговорных проектов, вроде «Футбольного хейта», который и то закрылся. Там легко и свободно дышится, а гости иногда рассказывают топовые истории, но вайба и масштаба «Удара головой» независимые люди просто не смогут добиться в принципе. Ток-шоу – дорогой телевизионный формат. 

Вот и выходит, что «Удар головой» на годы вперед стал единственной бодрейшей передачей про футбол, где скандальность и комедия круто балансировались экспертизой и крепкой журналистской работой по части работы с гостями и подготовки вопросов. Игорь Порошин взял за основу итальянские телеформаты, а молодой Юрий Дудь* оказался идеальным для него ведущим. Идея и возможность совпали так, как не могли совпасть после. Поэтому по «Удару головой» будут ностальгировать еще долго. Ровно до тех пор, пока у него не появится настоящий наследник. И пока не кажется, что это произойдет завтра или послезавтра.

*признан в РФ иноагентом

10 лет назад Дудь травил воспитанника «Спартака» за отказ ехать в Европу. Что с ним стало

Где сейчас звезды спортивного ТВ 90-х и 00-х? Андронов, Кузмак, Алексей Попов и другие

(Фото: скриншоты с smotrim.ru, sport.ntvplus.ru, rutube.ru, youtube-каналов Коммент.Шоу, Футбольный хейт)