Перейти к содержимому

Лишь один скандинав выигрывал «Золотой мяч». Аллан Симонсен испугался Марадоны и променял «Барсу» на Чемпионшип

Датчанин жалел о странном трансфере.

Низенький, сутулый парень с белокурой пальмой на голове находился в компании гениальных Кевина Кигана и Мишеля Платини. Коротышка со стеснительным взглядом только что обошел лидеров «Гамбурга» и «Нанси» в голосовании на «Золотой мяч» и теперь нелепо позировал с призом — датчанин Аллан Симонсен будто сам не верил триумфу. Хрупкого форварда менхенгладбахской «Боруссии» признали лучшим игроком Европы, но всего через несколько лет он самостоятельно похоронил топ-карьеру безумным трансфером. 

Как самый слабый пацан в школе стал звездой Олимпиады

Аллан с детства был хилым: в школе его травили опережавшие в физическом развитии сверстники, в больницах врачи заявляли о проблемах пацана с усваиванием белков. Желание постоять за себя отправило хрустального ребенка в зал по айкидо, где Симонсен спустя десятки литров пота наконец оброс мышечной массой. Парня больше не задевали, а сам он открыл в себе неплохие физические способности: несмотря на сохранявшуюся внешнюю худощавость, датчанин крепко стоял на ногах и вообще отличался подвижностью и уверенностью в себе. 

«Он вдруг изменился, как будто что-то внутри него стало другим. В то время как его сверстники днями слонялись без дела, он всегда был чем-то занят и казался ужасно озабоченным. У него была какая-то тайна, которую он тщательно скрывал», — вспоминала учительница будущего футболиста Ханна-Мария Андерсен. 

Аллан Симонсен

Аллан пошел на айкидо, чтобы постоять за себя, настоящей его страстью оставался футбол. Парень со школы находился в системе клуба «Вейле», названного в честь родного города футболиста. Уже в 17 лет он понял, что перерос уровень местных деревенщин: парень разрывал на молодежном уровне, а в 1970-м сверкнул на международном турнире в Дюссельдорфе — там его оценил главный тренер менхенгладбахской «Боруссии» Хеннес Вайсвайлер и даже пригласил в клуб. Симонсен оказался близок к мечте, но тогда он еще не был готов к авантюрному переезду. Если на поле молодой датчанин мог унизить почти любого, то за его пределами дерзость сменялась на робость — янгстер не подготовился к самостоятельной жизни в другой стране и к тому же совсем не знал немецкого. 

Выслушав доводы отца Петера и тренеров, честолюбивый Аллан все же остался и вскоре дебютировал за основу «Вейле» (24 марта 1971-го). За два неполных года в основе «красных» Симонсен окреп: привык к жестокости неуспевающих защитников, а также к борьбе с гораздо более мощными и взрослыми оппонентами. На Олимпиаду-1972 в Мюнхене нападающий ехал с целью вновь заработать оффер большого клуба. За матчами турнира следили лучшие тренеры Бундеслиги, и датский бриллиант вновь привлек их внимание — в двух стартовых матчах группового этапа вонзил три мяча, в том числе дубль Бразилии. После такого о парне тут же вспомнили в «Боруссии». 

Мировое признание в «Боруссии»

Летом 1972-го 19-летний шкет оказался в одном из сильнейших клубов Германии: сезон-1971/72 «жеребята» закончили на третьей строчке, но до этого дважды подряд забирали золото. В дебютном розыгрыше с Симонсеном «Боруссия» рухнула на пятое место, правда, сам датчанин особо не принимал участие в провале. О талантливом дохляке вспомнили во второй половине сезона — он провел несколько матчей, но не отметился ни одним результативным действием. В парне разочаровались и летом 1973-го попытались слить в какой-нибудь другой клуб Бундеслиги, но никто не рискнул связаться с Алланом. 

В 17 Симонсен остался в Дании, потому что не был готов к игре за большой клуб, но он оказался не готов и в 19. Датчанин из деревенской лиги материализовался в одном из ведущих чемпионатов мира: Аллан обалдел от качества газона, сложности и частоты тренировок, а также от многих других базовых вещей, которые ему казались инопланетными. Вдобавок партнеры поддушивали 165-сантиметрового новичка шутками и называли школьником, а окружающие за спиной посмеивались над провалившимся дрищом. 

Аллан Симонсен

«В Дании мы тренировались дважды в неделю, а в «Гладбахе» — дважды в день. Надо мной много шутили, но у меня никогда не было комплексов из-за роста или чего-то подобного. Я знал, что есть вещи важнее», — вспоминал тот период Симонсен. 

Разумеется, молодому человеку потребовалась долгая адаптация — из загустевшей датской действительности его вырвали в сверхзвуковую Бундеслигу. На второй сезон в «Боруссии» Аллан наконец раскрылся. Коуч Вайсвайлер вдохновился игрой новичка на тренировках и ближе к концу чемпионата внедрил его в основу: в сезоне-1973/74 молокосос наконец забил первые мячи за «Боруссию» — настрелял скромные 2+1 в чемпионате, а в Кубке Кубков выстрелил хет-триком в ворота исландского «ИВБ». 

С сезона-1974/75 стартовала эра Симонсена: в пяти следующих сезонах он лишь однажды забил менее 20 голов во всех турнирах. Гроссмейстерская результативность списанного датчанина принесла «Боруссии» три золота Бундеслиги подряд, Суперкубок Германии, два Кубка УЕФА и финал Лиги чемпионов в 1977-м — именно в тот год весь мир узнал о сутулом нападающем «жеребят», причем сезон-1976/77 как раз оказался тем единственным, в котором Аллан не пробил отметку в 20 забитых мячей. Тот «Золотой мяч» стал трибьютом великой «Боруссии» и ее лидера.

Рождество 1977-го датчанин праздновал с семьей в родной Вейле. Утром 27 декабря он прогуливался по городу с другом Томми Хансеном — мужчины отправились на праздничную ярмарку, чтобы подкрепиться нарядными колбасками. Пока приятели заказывали еду Симонсена отыскал Эйгил Йенсен — директор «Вейле». «Он светился: «Звонила твоя жена, ты стал лучшим футболистом Европы». А я лишь предложил угостить его колбаской», — смеялся Симонсен. 

Футболист не поверил награде, но уже вскоре позировал с «Золотым мячом» на переполненном стадионе «Гладбаха» и лишь скромно улыбался — казалось, что все вокруг рады сильнее Аллана. Симонсен до сих пор остается не только единственным датчанином, выигравшим приз, но и единственным скандинавом. В 2023-м его достижение мог повторить Эрлинг Холанн, но нападающий «Ман Сити» остался без награды как минимум еще на один сезон. «Секрет успеха в том, что мне нравилось играть. Я любил футбол», — делился триумфатор. 

Симонсен превратился в одну из главных звезд мирового футбола и спустя два года перебрался в «Барселону». Трансфер казался логичным: к лету 1979-го «Боруссия» выдохлась: в сезоне-1978/79 взяла Кубок УЕФА, но в чемпионате пришвартовалась 10-й, а в ближайшие четыре сезона ни разу не вошла даже в топ-5 Бундеслиги и больше никогда в истории не выигрывала золотые медали. Находящийся на пике формы Аллан не должен был прозябать в утопающем клубе. 

Три года в «Барселоне» и убийство карьеры переходом в «Чарльтон»

В «Боруссии» выступления Симонсена отпечатались золотой эпохой, лучшей в истории клуба. При этом на момент перехода в «Барселону» звездному нападающему было всего 26 лет, казалось, наследие датчанина осядет и в столице Каталонии. Уже в дебютном сезоне Аллан стал лучшим бомбардиром команды — забил 10 мячей в чемпионате и еще четыре в Кубке Кубков. 

Вместе с Симонсеном в команду вошел легендарный тренер Эленио Эррера, но даже такой убойный дуэт не вывел «сине-гранатовых» на топ-уровень. Игроки каталонцев просто не могли полностью сосредоточить на футболе: за несколько лет до прихода датчанина и аргентинца в Испании рухнул режим Франко, а в Каталонии обострились сепаратистские настроения. Из-за этого метрополия усиливала контроль, а нередкими были даже террористические акты с обеих сторон. В один из них едва не попал сам Аллан — перед одним из дерби с «Реалом» нападающему поступали угрозы о похищении, после чего клуб эвакуировал бомбардира в безопасное место и исключил из заявки на игру. 

В такой атмосфере сосредоточиться только на футболе было невозможно, но Симонсен все равно показывал сносную результативность и в июне 1981-го наконец выиграл первый трофей с «Барсой» — Кубок Испании. В триумфе датчанин поучаствовал двумя забитыми мячами. В следующем году Аллан прикарманил единственный в карьере Кубок Кубков, а каталонцы оказались обязаны хрупкому страйкеру победой — в финале против «Стандарта» скандинав оформил гол+ассист, поучаствовав в обоих голах каталонцев (2:1). 

Сезон-1981/82 в принципе оказался самым успешным для Симонсена в сине-гранатовой форме. Форвард настрелял 16+1 во всех турнирах, а «Барса» к еврокубку едва не прибавила чемпионство: в последних шести турах команда потерпела четыре поражения и ни разу не выиграла, первую строчку с отрывом в два очка захватил сенсационный «Реал Сосьедад». Казалось, что теперь «Барселона» вместе с Симонсеном продолжит развитие, но датчанин неожиданно свалил. 

Летом 1982-го каталонцы усилились Диего Марадоной, и Симонсен оценил такого новичка заменой себе. Тогдашний лимит на легионеров в Испании позволял иметь на поле одновременно лишь двух иностранцев — последние несколько лет слоты занимали Аллан и Бернд Шустер. В клубе дали понять, что позиции немца не изменятся. Датчанин испугался, что перестанет выходить на поле, и потребовал трансфер. Звездным нападающим плотно интересовались «Реал» и «Тоттенхэм», но он выбрал самый экзотичный вариант — «Чарльтон» из второго английского дивизиона. 

Оффер андердога в 324 тысячи фунтов превзошел все другие, а сам футболист получил шикарный контракт в 82 тысячи фунтов в год — это в несколько раз превосходило оклады одноклубников. Общественность все равно сомневалась в этом трансфере, но вскоре сам Симонсен заявил, что его привлекла идея играть на менее напряженном уровне. 

Подписание мировой звезды оказалось авантюрой владельца «Чарльтона» Марка Хулайера. Мужчина видел, как доходы клуба двигаются в обратное направление долгам, а 75-тысячный стадион с трудом заполняется хотя бы на 10%. А ведь в те времена доход от билетов играл важную роль в бюджете клуба, особенно в Чемпионшипе. Изначально бизнесмен привлекал двукратного обладателя «Золотого мяча» Кевина Кигана, но переговоры с Могучим мышонком быстро задохнулись. «Я буду убит горем, если люди не придут и не поддержат команду сейчас», — жаловался босс «Чарльтона» после покупки датчанина. 

Аллан Симонсен

Симонсен провел в Англии всего пять месяцев: за это время поучаствовал в 16 матчах и отметился девятью мячами. Но эффект от обладателя «Золотого мяча» оказался в разы слабее того, на что рассчитывал Хулайер. Посещаемость домашних игр «Чарльтона» действительно выросла — вместо шести-семи тысяч человек приходило 12-13, все еще ничтожно мало для заполнения бюджетных дыр. Ничего хорошего из эксперимента Хулайера не получилось: долги клуба только увеличились, и ему пришлось расстаться самым дорогим активом. В результате Аллан всего в 30 лет вернулся в родной «Вейле», где провел еще шесть лет до конца карьеры. 

Аллан провел успешную карьеру: выиграл все, кроме Лиги чемпионов, хотя забивал в финале турнира. «Золотой мяч» крошечного нападающего остается единственным в истории скандинавского футбола, но все же карьера бомбардира могла сложиться еще лучше. Симонсен вполне мог провести еще несколько громких сезонов в больших европейских командах. «Я наделал ошибок, когда посчитал, что покинуть «Барсу» — верное решение», — признавал футболист.

Месси выиграл последний «Золотой мяч» в карьере – это абсурд. За Лео голосуют настоящие сектанты

Фанаты захейтили Месси за новую прическу. Лео обновил образ к церемонии вручения «Золотого мяча»

(Фото: Transfermarkt, UEFA)

15 команд, за которые вам стоит начать карьеру в EA Sports FC 25. «Комо» Фабрегаса, «Интер Майами» Месси и худший клуб Англии
Подобрали идеальные варианты.
Киберспорт и игры
9 главных игроков-разочарований последних лет. От Джека Грилиша до Усмана Дембеле
От них ожидали большего.
Футбол
Трек She Knows из тренда про P. Diddy записал профессиональный баскетболист. Он мечтает сыграть в НБА
Очень известная личность.
Баскетбол
От Бейонсе и Jay-Z отписываются фанаты. В соцсетях считают, что музыканты причастны к скандалу вокруг P. Diddy
Что они такого сделали?
Где спорт
Тело Диего Марадоны перенесут в мавзолей. Здание еще не построили
Шок.
Футбол
Сколько Месси забил штрафных за всю карьеру? Лео не лучший по этому показателю
И даже не второй!
Футбол
Войцех Щенсный возобновил карьеру ради «Барселоны». А кто еще возвращался после ухода на пенсию?
Еще шесть футболистов, которые передумали уходить.
Футбол