Русские миллиардеры покупали клубы АПЛ после Абрамовича. Владельцы запомнились финансовыми скандалами
«Рединг» и «Портсмут» мечтали о топ-уровне, но едва не развалились.
В 2003 году лондонский «Челси» устремился к статусу топ-клуба: всего за два десятка лет выиграл две Лиги чемпионов, пять чемпионств и еще кучу трофеев. Символом резкого взлета «аристократов» оказался российский миллиардер Роман Абрамович, который 19 лет являлся президентом клуба. Прогресс лондонцев начался именно с его прихода.
Кейс «Челси» и Абрамовича – идеальная история, как новый владелец приводит клуб к мировой элите благодаря щедрым вливаниям. Но богачи из России далеко не всегда работали на пользу английского футбола. Антон Зингаревич и Александр Гайдамак покупали «Рединг» и «Портсмут» уже после прихода Абрамовича в «Челси», но за короткое время едва не угробили команды.
Как Зингаревич и Гайдамак покупали английские клубы
В январе 2006 года Гайдамак оказался совладельцем «Портсмута», а спустя несколько месяцев, в июле, стал единоличным боссом клуба, выкупив оставшиеся акции у Милана Мандарича. Выходец из России (бизнесмен не имел гражданства РФ) в общей сложности вывалил за «помпи» 32 миллиона фунтов – около 50 мультов евро на тот момент. Также футбольной командой владел его отец Аркадий – рулил в израильском «Бейтар Иерусалим».
Гайдамака встречали в «Портсмуте» с большими надеждами: перед глазами сверкал пример «Челси», который только что взял второе чемпионство за три года управления Абрамовича. Фаны ожидали больших побед и прорыва на новый уровень, а предыдущий владелец уходил с чувством выполненного долга.
«Уходя, я могу быть спокоен, потому что оставляю клуб человеку с большими амбициями. Его любят болельщики, и он сможет вывести «Портсмут» на новый уровень», – заключил Мандарич.
В то время и сам «Портсмут» выглядел иначе: вместо разграбленной команды третьего дивизиона на берегу пролива Те-Солент базировался бойкий клуб из элиты. А рулил «помпи» именитый Харри Реднапп. Приход денег Александра Гайдамака сулил яркие перспективы.
Зингаревич ворвался в английский футбол чуть позже – в январе 2012 года. Миллиардер за 25 миллионов фунтов выкупил контрольный пакет акций (51%) «Рединга» у Джона Мадейски. «Ройялс» тоже встречали нового владельца с большим воодушевлением: смена управляющего выглядела адекватным этапом развития поднимающегося из низин в АПЛ клуба.
«Руководство клуба и Thames Sports Investment (компания Зингаревича – Кик) благодарят руководство премьер-лиги и чемпионата Футбольной лиги за помощь в организации сделки. Мы находимся в самом начале новой эры в истории клуба», – говорилось в официальном обращении клуба.
Болельщики «Рединга» рассчитывали, что миллионы из России помогут им закрепиться в АПЛ. На момент прихода Зингаревича клуб шел наверху Чемпионшипа и уже размышлял о жизни в английской элите. По итогу сезона-2011/12 «ройялс» вообще оказались победителями Чемпионшипа.
Финансовые дыры вместо миллионных трансферов и топ-результатов
Зингаревича и Гайдамака сближало не только русское происхождение, но и принадлежность к богатым семьям. Миллиардные состояния ребята заработали не сами. Отец Антона Борис Зингаревич поднялся на целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей индустриях. На данный момент, по данным Forbes, состояние мужчины оценивается в 1,4 миллиарда долларов.
Отец Александра Аркадий Гайдамак занимался драгоценными металлами и инвестициями. В конце 20 века его обвиняли в незаконной продаже оружия в Анголу, правительство которой воевало с повстанцами. Генеральная прокуратура Франции даже выдвинула по этому поводу официальные обвинения. Также мужчина увлекался спортом: в Израиле владел футбольным клубом «Бейтар» и баскетбольным «Хапоэль» из Иерусалима.
Неудивительно, что 30-летние Гайдамак и Зингаревич позволили себе многомиллионные покупки английских клубов. При этом сам Антон не имел средств для приобретения и тем более содержания команды АПЛ. Это вскрылось в расследовании журналистов «Аль-Джазира». Более того, клуб мог выступить средством для отмывания денег его отцом.
Журналисты следили за Крисом Самуэльсоном, который организовывал сделку с «Редингом» и провернул еще кучу серых схем в английском футболе. Мужчина славился тем, что обходил правила при покупке футбольных клубов. Самуэльсон мог сделать так, что истинного акционера никто не знал из-за бесконечной череды офшорных и трастовых компаний.
Именно это, по словам Криса, он провернул с «Редингом» и Зингаревичем. «Я не очищал Бориса (репутацию для правил АПЛ – Кик), я очищал Антона. У Антона не было денег. Итак, я уговорил его отца подарить ему деньги, хорошо, готово. Вот и все. Они вообще не спорили об этом».
Самуэльсон уже имел дела с Борисом Зингаревичем, который в 2004 году планировал купить «Эвертон». Мужчина также не желал, чтобы общественность узнала, что именно он будет президентом клуба. Но как только его имя просочилось в медиа бизнесмен вышел из сделки.
В конце сезона-2013/14 Антон Зингаревич выставил клуб на продажу. За недолгое правление бизнесмена «Рединг» без шансов вылетел из АПЛ, а на следующий сезон не попал даже в зону плей-офф в Чемпионшипе. Россиянин выставил 51% акций «ройялс» всего за один фунт. А после недолгого правления Зингаревича команда больше ни разу не выступала в элите, по итогам сезона-2022/23 свалилась в третий дивизион.
Причастность Аркадия Гайдамака к покупке сыном «Портсмута» доказать не получилось. Но основания считать, что бизнесмен провернул схему с отмывом денег через футбольный клуб были. Тем более что в момент, когда Александр купил клуб, в Израиле его отца вели по делу об отмыве.
Быстрый упадок команды и некрасивый уход босса тоже намекают на отсутствие спортивных и бизнес-интересов у Александра. Он выставил «Портсмут» на продажу спустя три года после покупки. Мужчина, как и Зингаревич, не окупил затраты на клуб. Зато Гайдамак утверждал, что ищет идеального сменщика.
«Прежде всего, для меня гораздо важнее найти подходящего покупателя, руководствуясь интересами клуба, а не продать его при первой же возможности. Зарабатывание денег на продаже клуба меня не интересует. Пока я не найду покупателя, который даст мне железные гарантии того, что так и будет, я останусь в клубе», – высказался мужчина.
Вот только история с продажей тоже вышла скомканной. Гайдамак набрал на клуб кредитов, игроков покупал в рассрочку, ведь собственных денег на управление командой АПЛ у него не было. При этом сам бизнесмен уже после ухода из «Портсмута» требовал с него денег за пользование парковкой у стадиона, которая принадлежала мужчине. Правда, Александр выплат так и не добился.
После ухода Гайдамака началось падение «помпи». Сейчас клуб зависает в третьей лиге и в начале 2010-х вообще едва не перестал существовать из-за финансовых проблем, которые в том числе оставил Александр.
Абрамович втайне финансировал еще один клуб, помимо «Челси». Он вложил более 100 млн евро
Кем Абрамович заменил Моуринью? Проиграл два финала за год и едва не взял АПЛ
(Фото: talksport, Berkshir Live, BBC, The Times,