Перейти к содержимому

Почему «Тоттенхэм» без Харри Кейна так преступно хорош? Анге Постекоглу починил мертвую команду

Пока что сюрприз года в АПЛ.

Перед началом сезона 2023/24 многие заранее хоронили «Тоттенхэм» – и этих людей было можно понять. Команда провела слабый прошлый сезон, финишировала на восьмом месте, а тут еще и потеряла многолетнего лидера Харри Кейна. Да, эксперты говорили, что новый тренер Ангелос Постекоглу очень хорош, но о «Тоттенхэм» уже разбивались такие монстры, как Жозе Моуринью и Антонио Конте. 

Но теперь все иначе. На момент написания текста «Тоттенхэм» идет на первом месте в АПЛ и вместе с «Арсеналом» остается одной из двух команд, которые еще не проигрывали. Как это вообще возможно? Почему «Тоттенхэм» не страдает от потери Кейна? Неужели Постекоглу наконец поправил дела в этом неисправимом клубе? Самое время разобраться.

Покупка Джеймса Мэддисона решила давнюю проблему клуба

Отсутствие креативного игрока в середине. Его у «Тоттенхэма» не было со времен ухода Кристиана Эриксена в 2020 году. Из-за этого универсальному Харри Кейну постоянно приходилось опускаться глубоко в полузащиту, чтобы начинать атаки. Но это всегда была какая-то невнятная полумера. Да, великий Харри набивал себе топовую статистику еще и по ассистам, но атакующей модели команды такой подход скорее вредил.

Теперь же в лице Мэддисона клуб получил одного из самых стабильных креативных полузащитников АПЛ. Джеймс очень подвижный, умный, умеет продвигать мяч самостоятельно и у него отличный пас. Практически все созидательные процессы в обновленном «Тоттенхэме» завязаны на Мэддисона, который может выдать точную диагональ даже в том случае, если он отошел очень низко. 

Конечно, это не единственная трансферная удача «Тоттенхэма» этим летом, но точно самая большая. Потому что в остальном Постекоглу не только покупал, но и чинил сломанных игроков. Например, Ив Биссума в прошлом сезоне был посмешищем, а теперь он один из лучших опорников в АПЛ. Даже бедолага Ришарлисон начал смотреться лучше. А это уже вопрос системный.

«Тоттенхэм» теперь играет очень агрессивно

Систему Постекоглу, благодаря которой он выиграл шотландских требл с «Селтиком» в первом же сезоне, эксперты уже обозвали термином Angeball. Что это такое? Ну, давайте познавать все в сравнении с прошлой версией «Тоттенхэма». При Антонио Конте основной схемой была 3-4-2-1. Ангелос поменял ее на более универсальную 4-2-3-1, но тут есть важные нюансы.

А именно – инвертированные фулбеки. Как и в командах Пепа Гвардиолы, крайние защитники «Тоттенхэма» регулярно смещаются в центр, создавая численное преимущество при атаке, но у Постекоглу они играют еще агрессивнее. Свои атаки команда строит от вратаря Викарио и центрдефов через короткий пас, а крайние защитники Педро Порро и Дестини Удоджи сразу же забегают в центр и насыщают полузащиту.

В этот момент 4-2-3-1 выглядит как причудливая схема 2-2-3-3. Из-за того, что «Тоттенхэм» предпочитает короткий пас, нападающие соперника вынуждены идти в высокий прессинг. Но из-за смещений Порро и Удоджи вариантов для паса очень много, поэтому «Тоттенхэм» быстро преодолевает волну прессинга и начинает уже свою атаку с численным преимуществом. 

При этом Порро и Удоджи идут еще дальше, открываясь для прорыва либо в зоне атакующих полузащитников, либо по краям. Новый «Тоттенхэм» всегда полагается на численное преимущество и быстрый короткий пас, поэтому даже их позиционки выглядят и ощущаются, как контратаки. И это еще не все. 

Что происходит, если вдруг «Тоттенхэм» потерял мяч на чужой половине? В этот момент команда Постекоглу играет, как команда Клоппа. Врубается нечто очень похожее на гегенпрессинг и «Тоттенхэм» пытается вернуть себе мяч сразу после потери, пользуясь все тем же численным преимуществом на конкретных участках и большим количеством треугольников, чтобы перекрыть пространство для передачи. Бороться с этим невероятно тяжело и у большинства противников в этом сезоне это, мягко говоря, не получалось.

В обороне «Тоттенхэма» тоже все поменялось

Этого парня в прошлом сезоне называли самым быстрым центральным защитником в Бундеслиге. И это чувствуется. Поскольку «Тоттенхэм» стал играть агрессивнее и задействовать фулбеков так, что они аж врываются в чужую штрафную из середины, сзади естественным образом оголяются зоны. И команда начала пропускать больше контратак, чем в прошлом сезоне.

И вот здесь пара ван де Вен-Ромеро работает отлично. Бешеная скорость Микки позволяет ему и вовремя успевать на перехваты, и закрывать пустые зоны на фланге, оставляя центр на опорников Биссуму и Папе Сарра. То же делает и Ромеро. Но фишка Кристиана немного в другом. Он, как и ван де Вен, хорошо умеет играть в пас и всегда помогает удачно начинать атаки. 

Забавно сравнивать этот «Тоттенхэм» с уже забытой системой Андре Виллаша-Боаша, где центральные защитники должны были обладать высокой скоростью и техникой. Но если там они из-за высокой линии постоянно тусовались у центрального круга, то здесь Ромеро и ван де Вен все-таки занимаются своей обязанностью и в первую очередь хорошо действуют на глубине. 

Грубо говоря, теперь «Тоттенхэм» в обороне стал более уязвимым, но ничего плохого в этом нет. Благодаря грамотной страховочной системе Постекоглу и высокому xG у чужих ворот, этот вариант работает эффективнее, чем закрытая система Антонио Конте, где из-за лишнего центрдефа еще и не хватало людей в центре поля.

Кто же все-таки заменил Харри Кейна?

Два человека. Сон Хын Мин и Джеймс Мэддисон. Про англичанина мы уже в целом поговорили. Он исполняет креативные обязанности в центре поля и может эффективно заниматься этим из слишком глубоких мест, чем те, куда теоретически мог падать Харри с позиции нападающего. А благодаря Порро и Удоджи Мэддисон еще и может перемещаться в любом направлении, всегда имея три-четыре варианта для передачи. Но не менее важна и роль Сона.

Подвижный кореец тоже постоянно опускается ниже, но не для того, чтобы получить мяч и начать креативить. Грубо говоря, Сон в «Тоттенхэме» 2023/24 играет на позиции ложной девятки. Он уводит за собой игроков обороны, оставляя зоны для инсайдов – пришедшего свободным агентом Манора Соломона и вовремя выкупленного у «Юве» Деяна Кулусевски. 

Причем эти подключения Деяна и Манора теперь еще и удивительно непредсказуемы, потому что Порро с Удоджи могут оказаться как в центре, давая инсайдам возможность сыграть шире, либо просто заменить их по краям. Сон же качается туда-сюда, то открываясь вглубь, то забегая вперед. И ему эта роль нападающего-челнока идет намного больше, чем Харри Кейну.

По сути, «Тоттенхэм» бы сильно сдал после продажи Кейна только в том случае, если бы легенду клуба попытались прямо заменить по позиции и функционалу. Но это невозможно. В команде просто нет игроков такого типа и масштаба. Зато создать систему, которая в сумме дает всю кейновскую математику, можно. Анге Постекоглу сделал именно это. Поэтому когда Сон выходил слева на фланге, с ролью ложной девятки, пусть и в другом разрезе, справлялся даже Ришарлисон – и его поддерживала система вокруг.

У клуба наконец-то появилась своя философия

Ее можно разделить на две части – игровая и психологическая. И за первую отвечает как раз вот этот Angeball. Долгие годы было непонятно, что вообще такое «Тоттенхэм» и в какой футбол он играет. У клуба и команды не было своего лица, а теперь появился узнаваемый стиль и игроки, очевидно, тоже начали понимать, что они делают и зачем. 

Если попробовать применить какие-то эпитеты к «Тоттенхэму» Конте, помимо стандартных «нестабильный» и «непонятный», то это была очень осторожная, оборонительная и точно нечемпионская команда, чьей тактической задачей было доставать соперников на быстрых контратаках с помощью Кейна и Сона. Теперь все иначе.

«Тоттенхэм» не только стал создавать больше опасных моментов, но и значительно больше владеть мячом. При Конте средний процент владения варьировался в диапазоне 49-51%, а при Анге Постекоглу он дошел до 60% – на тех же цифрах играют «Сити» и «Арсенал». Теперь это не оборонительная осторожная команда, а одна из самых агрессивных атакующих сил в чемпионате.

И вот тут уже возникает психология. Для команды, которая не выигрывала трофеи с 2008 года, это довольно важно. Но Конте, а до него Моуринью как будто не понимали, что ворчать на игроков и руководство на каждой пресс-конференции – плохая мотивация. Постекоглу же выглядит великолепно. Улыбчивый, уверенный, он говорит о победах так, как будто это что-то само собой разумеющееся и утверждает, что если болельщики считают «Тоттенхэм» командой мирового класса, то им нужно соответствовать.

А учитывая, что команда быстро перестроилась на красивый развлекательный футбол, за которым приятно смотреть, болельщики «Тоттенхэма» сразу же ответили ему любовью и поддержкой. Кажется, они даже забыли, что их президент – все еще Дэниел Леви, большой любитель нарушать обещания. Конечно, матчи выигрывает не улыбка Постекоглу, но теперь «Тоттенхэм» кажется местом, где приятно находиться. Когда такое вообще было? Еще при Почеттино?

Значит ли это, что «Тоттенхэм» теперь внезапный претендент не чемпионство, как «Арсенал» в прошлом сезоне? Пока еще слишком рано судить. Неизвестно, как будет действовать команда, если вдруг сломается Джеймс Мэддисон или, скажем, Микки ван де Вен. Но то, как быстро Анге Постекоглу вдохнул жизнь в привычно мертвый «Тоттенхэм» восхищает и даже пугает. Если так пойдет и дальше, то у нас на глазах «Тоттенхэм» избавится от вечной приставки «недо» и наконец станет топ-клубом. Пока это только мечты, но они точно стали реальнее.

«Тоттенхэм» некрасиво расстался с Харри Кейном. Его унизили и не дали попрощаться с командой

Угадай, за что арбитров отстраняли от судейства. Отмененный гол «Ливерпуля» – еще не самое страшное

(Фото: tottenhamhotspur.com)

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.