Перейти к содержимому

«Лунев поразил спокойствием, просто топ». Вратарь «Карабаха» – о конкуренте из России, сенсации в Лиге Европы и «Локомотиве»

Пообщались с Амином Рамазановым.

В этом сезоне «Карабах» творит сенсацию: азербайджанский клуб впервые вышел в плей-офф Лиги Европы, прошел шведский «Хаккен» и попал на «Байер» в 1/8 финала. Казалось, на леверкузенцах сказка и закончится, но «Карабах» в Баку чуть не нанес Хаби Алонсо первое поражение в сезоне – ничью принес гол Патрика Шика на 90+2-й минуте. 

Команда особенна интересна российским болельщикам благодаря Андрею Луневу, который стал основным вратарем. Однако до прихода россиянина тренерский штаб делал на ставку на другого голкипера – Амина Рамазанова, с которым мы пообщались.

«Карабах» и игра с Луневым 

– Ты начал заниматься футболом в «Локомотиве», но в 19 лет ушел оттуда в «Карабах». Как появился вариант с клубом?       

– Мне позвонил агент, сказал, что есть вариант. Я не задумываясь согласился. Потренировался, сказали, что все супер, и подписали контракт. Смотрели сразу для первой команды, но при этом с возможностью получать игровую практику в дубле.

– Конец прошлого сезона и начало этого ты был основным. Тебя хотели сделать главным вратарем, а потом появился вариант с Луневым?

– Не знаю. Тренерский штаб сказал, что я буду играть – я и играл. Насчет Лунева – это уже не ко мне. Я выполняю свою работу, а как тренерский штаб решил, это не мое дело. Они знают лучше, сказали, что довольны моей работой и все будет хорошо. Я ведь один из самых молодых игроков команды и претендовать на основу очень тяжело.

– Много общаешься с Луневым?

– Мы с ним хорошо общаемся, он один из самых близких для меня партнеров. Хотя у нас в целом отличный коллектив – нет коалиций, все за одну идею. Лунев поразил спокойствием, как он выбирает позицию, ловит мячи, техника – это просто топ. Человек не мог просто так попасть в Германию.

– Истории из «Байера» рассказывал?

– В основном я интересовался у него тренировочным процессом. Он сказал, что в условном «Локомотиве» и в Германии то же самое. Но большая ставка делается на игру ногами и атаки от вратаря.

– «Карабах» проводит исторический сезон и уже прошел в 1/8 финала Лиги Европы. Как вам это удалось?

– За счет трудолюбия и опыта. Клуб десять лет подряд играет в еврокубках, в прошлом вышли в плей-офф Лиги конференции. 

– Какой выезд тебя больше всего впечатлил?

– Очень понравилось во Франции, мы играли против «Нанта». Атмосфера была сумасшедшая: болельщики устроили шикарный перформанс перед игрой, запустили салют. Такой момент запомню на всю жизнь.

– Чувствуешь себя частью успеха, несмотря на роль запасного?

– Я даже охранника на базе считаю частью успеха. Уборщиков, электриков – все они поучаствовали в успехе. 

– Курбанов тренирует «Карабах» 15 лет, он уже живая легенда. Какой у него стиль управления, какое впечатление производит?

– Самое главное – дисциплина и порядок в коллективе. А сам Курбанов производит впечатление настоящего азербайджанца. Он олицетворение нашего народа. Думает о нас больше, чем о себе и о семье. Пока на работе не будет порядка, он не поедет домой. Он за нас стоит горой, и мы за него. Это самое важное.

Как стал вратарем, «Казанка», дебют в футболе 

– Почему выбрал футбол?

– У меня играл старший брат, я засмотрелся на него и так мне передалась его любовь к футболу. Он меня взял первый раз на футбольную площадку, мы начали играть и мне понравилось. 

– Ты родился в Москве, так?

– Да. У меня все родились здесь, всю жизнь прожили здесь. Так что я москвич. 

– Расскажи про свой путь.

– Сначала я играл в «Динамо», куда меня взяли после просмотра. Но было неудобно добираться: я жил на Краснопресненской и до «Динамо» там 15-20 минут на машине. Но у родителей не было возможности меня возить из-за работы, а одному было неудобно ездить. У отца появилась возможность записать меня в «Локомотив» в шесть лет, куда я и перешел. 

– А почему позиция вратаря?

– Это смешная история. Я в футболе тогда не разбирался, знал одного Роналдиньо. Тренер меня спросил: «На какой позиции играешь?». А я вообще не знал футбольного сленга, ни одной позиции. Я ему показал на ворота – буду забивать. Он сказал: «Ты вратарь?». Отвечаю: «Ну да, я вратарь». 

Меня поставили в ворота – я думал, буду сам забивать, а оказалось наоборот. Но у меня не было страха и так вышло, что и мне понравилось, и тренер увидел, что я не боюсь мяча. Плюс он увидел, что мои родители высокие. 

– А сами родители как относятся к футбольной карьере?

– Можно сказать, что родители бросили меня в свободное плавание. В хорошем смысле: доверились мне. Сказали: «Решение принимаешь ты, учишься на ошибках тоже ты, мы подсказывать тебе не будем». Но при этом они весь путь поддерживали меня.

– Ты в итоге дошел до «Казанки», с кем из игроков пересекался?

– Много с кем. Есть мой хороший друг Артем Карпукас, сейчас играет в сборной. Еще Евгений Морозов, Даня Худяков. Стараемся общаться, поздравляем с успехами друг друга.

– Были разговоры о переводе в основной состав?

– Нет, такого не было. Я и за «Казанку» в официальных играх не играл, только на сборах. У многих ничего не было понятно до последнего момента: по щелчку пальцев все могло измениться. Мог после «Казанки» пройти в основу, а мог вообще никуда не попасть. По крайней мере, так было у ребят, у которых не было профессионального контракта, как у меня.

– Почему не предлагали контракт?

– Не знаю. Может, у них было это в планах. Я думаю, что если бы вместо трансфера в «Карабах» я бы остался в «Локо», меня могли подписать. Но это чисто мое мнение.

– Ты дебютировал в профессиональном футболе в феврале 2022 года против «Шамахы» в чемпионате Азербайджана. Какие были эмоции?

– Кстати, на тот момент эта команда называлась «Кешля»: они посреди сезона переехали и уже потом поменяли название на «Шамыхы».

Я не знал, что буду играть. Я всю неделю тренировался по два раза в день, но даже не подозревал, что выйду в основе, честное слово. И за день до игры я на тренировке увидел состав и понял, что основной вратарь, грузин Лука Гугешашвили пропустит матч из-за ротации. Плюс второй вратарь должен был перейти в клуб из Казахстана. Еще был лимит по возрасту, если не ошибаюсь. И тренер мне говорит: «Амин, иди тренируйся с командой». Тогда я понял, что есть шанс сыграть.

А после тренировки мне написал администратор команды, попросил спуститься к аналитику. Разобрали отдельные фрагменты с игрой нападающих, полузащитников, какие у них опасные игроки, какие наигровки, кто чаще бьет. Так я и понял, что буду играть. 

Но в день игры меня очень сильно трясло, если честно. В 19 лет сыграть за «Карабах», топ-команду. Это то, к чему я стремился. Когда я вышел на разминку, волнение уже пропало, и я играл в удовольствие.

– Партнеры настраивали?

– Да, опытные ребята поддержали. Сказали играть так, как я умею.

– Но тренер решил, что рано тебя делать основным вратарем?

– В 19 лет стать основным в «Карабахе» – это надо быть Буффоном или еще кем-то. Всему свое время. 

– Раз уж упомянул Буффона – какие у тебя вратари-кумиры?

– У меня нет определенного кумира – только отдельные моменты, которые мне нравятся у вратарей. Если собирать идеального игрока, то могу назвать.

– Давай попробуем.

– Если брать игру ногами, то Эдерсон. Игра на выходах – Нойер. На линии – Тер Штеген. А уровень реакции – Облак.

– А если лидерские качества?

– Оливер Кан сразу на ум приходит.

– Он близок тебе по темпераменту?

– Ну нет, я не такой человек. Я поспокойнее. Хотя кто знает, может на поле появятся эмоции, но в жизни у меня нет такой страсти, чтобы проявлять эмоции.

Медиафутбол, ЕГЭ, российский футбол

– Как тебе Баку?

– Это топ. Вкусная еда, очень тепло. Единственное, это ветер, но так все шикарно.

– Какие любимые места?

– Часто бываю на набережной и в Старом городе люблю погулять.

– А Москва как?

– Москву тоже сильно люблю, потому что я москвич. Люблю мой район Красную Пресню, это the best. Лучший район в Москве. Много классных мест: Новодевичьи, Парк культуры. Москва большая, это тоже топ.

– В чем Баку отличается от Москвы?

– В Баку нет такой суеты. В Москве люди вечно спешат, куда-то опаздывают, а в Баку люди более открытые, все стараются помочь друг другу.

– Как проводишь свободное от футбола время? Есть хобби?

– Смотрю YouTube, Netflix, что-нибудь читаю на базе или дома. Но в целом сконцентрирован на футболе, особых хобби нет.

– А на Netflix какие фильмы смотришь?

– Я фильмы не особо смотрю, больше сериалы люблю. Нравятся «Внешние отмели», «Во все тяжкие», «Нарко», «Озарк», «Побег». Но любимый сериал – «Власть в ночном городе» с 50 Cent. Хотя это от HBO, а не от Netflix. Я много сериалов смотрел, все не вспомнить. Люблю сериалы, где подумать можно. 

– А из музыки – есть любимые азербайджанские исполнители?

– Эйюб Якубов – легендарный человек. У него есть песня «Самолет Баку-Москва» – я часто ее слушаю, потому что люблю Баку и Москву. У него со смыслом песни, не как у некоторых «Тыры-тыры-тыры», как Никита Кологривый сказал.

– Говоря о Кологривом, смотрел «Слово пацана»?

– Смотрел, неплохой сериал, но многие моменты не одобряю. Учитывая нынешнее время… мне было бы страшно за ребенка и общество, которое все романтизирует и хочет так же. Для меня это не очень.

– До конца досмотрел? Там же много моментов, в которых показывают, что ОПГ до добра не доводит.

– Многие люди на это не обращают внимание, им все равно. Они думают: «Кайф, щас тоже группировку создадим, пойдем так-сяк делать». Многие не думают о последствиях. Там же сцена была, где бабку по голове ударили – сейчас какой-нибудь маленький придурок в России пойдет и также бабку ударит. Мне вот это не зашло. 

– Что по литературе?

– Я много читал, когда к ЕГЭ готовился. Из программы понравился «Гранатовый браслет», «Отцы и дети» тоже на подумать. А вот «Мертвые души» ни о чем, мне не понравилось. Мой номер один – «Судьба человека», я по нему сочинение писал. А сейчас я больше нон-фикшн читаю: про психологию, философию.   

– Как ЕГЭ сдал?

– Отлично. Я сдавал профильную математику, общагу и русский язык. Русский написал на 80 баллов. Учитывая, что я футболист, то это вообще вау. Профильную математику я написал за 30 минут и поехал на игру: первую часть и пару заданий из второй сделал правильно. Где-то 62 балла получил, что-то такое. И обществознание – 70 баллов. Суммарно 240 баллов где-то.

– За Медиалигой следишь?

– Да, люблю очень «Броуков». Но мне не нравится, что сейчас там одни профики играют, хотя создатели Медиалиги сами подняли уровень. Когда там выходят и играют бывшие профессиональные, для меня это непонятно. Но хорошо, что они популяризируют футбол. Жаль, что это не касается профессионального футбола.

– Можно сказать, что азербайджанский футбол сейчас сильнее российского?

– Могу сказать, что уровень РПЛ и ее игроков весьма неплохой. У нас просто более открытый футбол, а вот сильнее или не сильнее – не могу сказать. Только то, что «Карабах» в чемпионате России точно боролся бы за чемпионство.

– Самый скилловый игрок РПЛ?

– Выделю бразильцев из «Зенита». Но еще я очень люблю Артема Карпукаса, потому что я с ним учился в одном классе.

– Какие у тебя мечты, цели?

– Хочу доказать себе и родителям, что я не просто так сюда пришел. Хотелось бы играть в Лиге чемпионов – тогда я бы реально был доволен. Но на этом нельзя останавливаться. Это как цель. 

– Даже не допускаешь, что с карьерой может не сложиться?

– Никто не знает, что будет завтра. Поживем – увидим. Но я надеюсь на самое лучшее и буду для этого делать все возможное. Сейчас я живу только футболом – я ведь играю за «Карабах», иначе нельзя. 

Лунев ушел из «Байера» спустя два года. Чем он запомнился?

«Несу любовь не потому что должен, а потому что нравится». Душевное интервью – о большом теннисе и светлом Андрее Рублеве

(Фото: соцсети Амина Рамазанова)

Биография
Вливаю в себя тонны русской литературы на журфаке МГУ и обхожу медиафутбол. Зато обожаю кино, Довлатова, Кодзиму, «Реал» и страдаю из-за «Спартака».