Читерские кроссовки Nike Vaporfly сломали бег. Атлет, который побьет рекорд Болта, сделает это в них
Обувь, которая разделила спортивный мир.
В последнее время в беге на разные дистанции продолжают бить рекорды, поставленные много лет назад. Во многом это делается благодаря продвинутой медицине, методикам восстановления и особой технике бега. Но иногда причиной всему является особый спортивный инвентарь.
Инвентарем, который разбил спорт на два лагеря, стали инновационные кроссовки от Nike из линейки Vaporfly. Сейчас подавляющее большинство золотых медалистов бегает именно в них. Что в них такого уникального?
Секретный проект Nike
В 2014 году был поставлен новый рекорд на берлинском марафоне – Денис Киметто пробежал 40-километровую дистанцию за два часа, две минуты и 57 секунд. Бежал он в классических «плоских» кроссовках Adidas Adizero Adios Boost 2.
Именно тогда в Nike решили обойти конкурентов. В условиях полной секретности в компании начали разрабатывать новую инновационную модель кроссовок, которая помогла бы атлетам преодолеть отметку в два часа на марафонной дистанции.
Проект получил название Breaking2. Бренд привлек множество специалистов: инженеров, дизайнеров и ученых. В Nike пытались сделать прорыв в биомеханике, и в какой-то степени у них это получилось.
Проект стремительно развивался и за пару лет прошел несколько стадий разработки. В компании остановились на использовании карбоновых вставок в подошве и нового материала – ZoomX, легкой и очень пружинистой пены.
Дебют в официальных соревнованиях
Nike запустила эти кроссовки в 2016-м году. Но не для широкой публики, а только для избранных спортсменов. Бренд раздал прототипы новой модели своим атлетам, кроссовки при этом были хорошо замаскированы под те, что Nike продавал в своих магазинах всем желающим.
Обман быстро вскрылся – бегунья Кара Гучер заняла четвертое место в квалификации на Олимпиаду и получила прозвище «первой спортсменки, проигравшей из-за неправильной обуви». Гучер призвала наказать тройку лучших за то, что те соревновались в прототипах Vaporfly.
Скандал продолжился и на Олимпиаде-2016. Все три призера марафона (Элиуд Кипчоге, Фейиза Лелиза, Гален Рапп) имели контракт с Nike. На ногах у них были прототипы новых кроссовок, тщательно замаскированные под модель Zoom Streak 6.
Все это начало продолжающийся и по сей день спор о том, насколько справедливо использование таких технологий в спорте. Ведь кроссовки действительно дают преимущество, и при этом они недоступны ни широкой публике, ни другим спортсменам, особенно тем, что имеют контракты с другими производителями.
Официальный запуск
Запуска новой модели ждали долго, он случился только в 2017 году. Кроссовки получили название Nike Vaporfly 4%. Такое название выбрано неслучайно: тесты в лабораторных условиях показали, что эта обувь помогает сократить расход энергии на целых четыре процента.
Новые кроссовки стали суперпопулярными: их попробовали абсолютно все, и атлеты по всему миру стали обуваться в Nike, лишь бы иметь шанс побить свое лучшее время на какой-либо дистанции.
Обувь не для всех
В Nike предвидели такой успех, но вместо того, чтобы расширить производство, в компании продавали эту модель только по предзаказам. В магазинах Vaporfly найти было практически невозможно. Один из спортсменов, который готовился к марафону, рассказал такую историю:
В 2018-м я должен был бежать свой первый марафон, и очень хотел попробовать новые Vaporfly. Спустя несколько месяцев после того, как меня записали в «список ожидания», мне, наконец, позвонили. У них в наличии была всего одна пара, но на один размер больше, чем нужно. Если бы я согласился их взять, мне нужно было бы прибежать в магазин в течение часа.
Ларс-Кристиан Симонсен, бегун-любитель
Несправедливое преимущество
После успеха новой модели многие в мире спорта стали называть кроссовки проблемой. Беспокоиться было о чем – кроссовки действительно давали преимущество. Что делать тем, кому их не достать?
У Vaporfly есть и защитники – они называют кроссовки триумфом человеческих технологий и инструментом, который помогает атлетам бить новые рекорды. Только вот спортсменам, заключившими контракт с другими брендами, пришлось несладко. Что делать: выполнить обязательства и бегать в своих кроссовках, но проиграть атлетам Nike? Или нарушить контракт и надеть Vaporfly – но где тогда их взять?
Все привело к тому, что Vaporfly даже запретили на некоторых соревнованиях. На Олимпиаде в Токио под бан попала линейка Alphafly. В Nike шустро отреагировали и выпустили новую модель Vaporfly, которая проходила под новый регламент – и спортсмены в них снова заняли первые места.
Новые рекорды
Как мы уже сказали, в 2016-м на Олимпиаде в Рио все призеры в марафоне бегали в прототипах Vaporfly. В 2021-м на Олимпиаде в Токио все повторилось – 60% призеров в беге на разные дистанции носили модели-прототипы.
Nike продолжает улучшать кроссовки из линейки Vaporfly. Немудрено, ведь главная миссия проекта компании еще не выполнена – пока никому из марафонцев не покорилась отметка в два часа.
В 2023-м рекорд был обновлен – атлет Келвин Киптум пробежал марафон в Чикаго за два часа и 35 секунд. На ногах у него были Nike Dev 163, но позже выяснилось, что на самом деле это были прототипы Nike Alphafly 3.
Путь Nike к главному рекорду продолжается. Если так пойдет и дальше, то отметка в два часа будет не за горами. Возможно, и в беге на других дистанциях скоро произойдет революция. Если рекорд Усэйна Болта в стометровке когда-нибудь побьют, то этот спортсмен обязательно сделает это в кроссовках от Nike.
Можно попробовать?
Попробовать, конечно, можно, только вот за «технологический допинг» придется выложить круглую сумму. Оригинальные кроссовки из линейки Vaporfly обойдутся покупателям в России примерно в 20-25 тысяч рублей, в зависимости от конкретной модели.
За абсолютно читерские Alphafly 3 продавцы просят около 30 тысяч рублей – и это по большой скидке. Такова цена больших рекордов.
Почему кроссовки стоят так дорого? Ведь при производстве цена одной пары – 1800 рублей
Неизвестные кроссовки захватывают Россию. Что нужно знать про Li Ning, Palladium, Anta и другие бренды
(Фото: соцсети, Nike, скриншоты трансляций, маркетплейсы)