Перейти к содержимому

Почему рекордные трансферы так часто проваливаются? Коутиньо, Магуайр и другие пострадали не только из-за давления

Чем выше сумма, тем выше риск.

Вы заметили, как часто рекордно большие трансферы оказываются полными или частичными провалами? Речь именно о футболе в последние десять лет, когда суммы стали галактическими. Переходы Филипе Коутиньо и Антуана Гризманна в «Барселону», Ромелу Лукаку в «Челси», камбэк Поля Погба в «МЮ» и трансфер Эдена Азара в «Реал» – одни провалы. В каком-то смысле провалился даже Неймар в «ПСЖ», хоть и более спорное утверждение. Что происходит?

Глядя в таблицу самых жирных трансферов в истории футбола легко нацепить шапочку из фольги и выработать суеверие о том, что чем выше сумма трансфера, тем больше шансов, что он провалится. И знаете что? Это утверждение на самом деле не так уж далеко от истины. Только дело в том, что работает тут не черная магия, а коричневая экономика. И если мы разберемся с тем, почему за игроков платят такие деньги, то поймем и почему они проваливаются. Так еще раз: что происходит?

Фактор давления и правда существует

Начнем с самой очевидной причины, без которой вперед мы просто не двинемся. Конечно, гигантская сумма давит на игрока, но не так, как вы думаете. Просто жирные ценники светятся в темноте. Если игрок стоимостью в миллион совершил ошибку, никто этого даже не заметит. Но любой промах человека, за которого отдали больше пятидесяти миллионов обязательно будет подсвечиваться в соцсетях, в прессе и в обычных диалогах между болельщиками.

И примеров довольно много. Возьмем хотя бы нашего старого друга Харри Магуайра из «Манчестер Юнайтед». Вы бы относились к нему иначе, если бы он стоил не 80 миллионов фунтов? В «МЮ» при Фергюсоне годами играли такие старательные, но не выдающиеся игроки как Джон О’Ши, Уэс Браун или Джонни Эванс. Ни на кого из них не оказывалось то давление, которое вынужден был испытать Харри Магуайр. Мешает ли это жить и играть в футбол? Однозначно.

Или вот совсем свежий пример – Мойсес Кайседо в «Челси» за 100 миллионов фунтов. Овепрайс? Безусловно. Плох ли он? Да знаете, нет. Кайседо начал этот сезон очень криво, но то же относится и ко всему составу «Челси», за исключением Коула Палмера. Но свои лучшие качества Мойсес все-таки проявлял, пусть и проснулся только во второй половине сезона. Почти в каждом матче в 2024 году Мойсес был одним из тех, к кому в составе «Челси» нет претензий: разрушал, прессинговал, начинал атаки – все на довольно высоком уровне. 

Но ценник лезет нам в глаза и мешает назвать трансфер Кайседо удачным. А ведь по факту все просто: это очень плохой бизнес, но в «Челси» приехал довольно хороший футболист с гигантским потенциалом. Хотя на фоне Деклана Райса в «Арсенале» за те же деньги Кайседо и кажется охранником из «Пятерочки». Ну извините, вот так строится трансферная политика «Челси». А парню теперь еще долго отмываться от статуса прокола на все времена. И Кайседо явно было бы легче делать свою работу, если бы он пришел в клуб за меньшие деньги. Это просто факт.

Большие деньги не всегда платят из-за футбола

Да, «Реал» и «Барселона», мы смотрим на вас. У двух гигантов Ла Лиги есть довольно дурацкая традиция превращать свою трансферную политику в политику обычную. Точнее, наоборот. Часто кандидаты на пост президента «Реала» или «Барсы» дают предвыборные обещания – например, купить того или иного игрока. Клаусулу Луиша Фигу в 2000 году активировали именно потому, что старик Флорентино обещал привезти его в Мадрид. А Жоан Лапорта в свое время не смог ухватить Дэвида Бекхэма, хотя тоже обещал.

Конечно, «Реал» при Пересе грешил такими трансферами значительно чаще. Все-таки клубу нужно не только выигрывать, но и поддерживать свой статус при помощи суперзвезд. О том, были ли эти великие люди эффективны, мы, кстати, тоже еще поговорим. Но вы все знаете, как в Мадриде любят закупать уже проверенных селеб с давно устоявшимся именем. Вроде Эдена Азара – тоже ведь покупка больше статусная, чем футбольная. И чем это обернулось? Вот-вот.

Но самым главным примером этого симптома всегда будет трансфер Неймара в «ПСЖ» за издевательски понтовые 222 миллиона евро. Дело ведь точно было не в том, что для реализации планов по захвату ЛЧ парижанам нужен был именно Неймар и никто другой. С ним-то тоже ничего не получилось, правда? Просто катарскому руководству «ПСЖ» нужно было заявить всему миру о том, что играют не просто по-крупному, а крупнее всех. И Неймар был идеальной фигурой, чтобы привлечь внимание к проекту. 

Учитывая то, как много Неймар снимался в разнообразной рекламе и то, что он долгие годы был лицом проекта «ПСЖ», с точки зрения бизнес-стратегии это был, возможно, и не самый плохой мув. Но те же деньги можно было вложить в «ПСЖ» и более выгодно с футбольной точки зрения. А когда крупные трансферы – это статус, реклама или что-то еще, вероятность провала естественным образом повышается.

Часто такие сделки заключаются на панике

Тут можно вспомнить много кого. Тот же Энди Кэрролл мог бы стать неплохим нападающим в олдскульной системе «Ливерпуля» Кенни Далглиша, если бы за него холодной зимой 2011 года не отдали 41 миллион евро в надежде компенсировать уход Фернандо Торреса в «Челси». А так, опять же, давление и крики про оверпрайс. При этом заплатить «Ньюкаслу» меньше «Ливерпуль» не мог, потому что это паническая покупка в зимнее трансферное окно.

Филипе Коутиньо – пациент с тем же диагнозом. Его «Барселона» взяла в срочном порядке как раз в момент, когда Неймар уехал в Париж. Будь у клуба время подумать и сделать грамотный выбор, этого трансфера бы просто не произошло. Зато «Ливерпуль» вложил полученные за Коутиньо 145 миллионов евро в Алиссона и Вирджила ван Дейка. Гораздо более грамотные трансферы по проблемным позициям. 

И если вам мало примеров, то вот еще один – великий Кепа Аррисабалага, самый переоцененный вратарь в истории с точки зрения вложенных денег. В какой момент он перешел в «Челси»? Правильно, ровно тогда, когда Тибо Куртуа уже был куплен «Реалом». Еще один потрясающий провал на панике. 

На самом деле ведь все довольно просто. Срочность порождает переплату – переплата порождает завышенные ожидания – завышенные ожидания приводят к разочарованию. А потом мы всем футбольным миром ходим и удивляемся тому, что добрая половина трансферов за гигантские деньги почему-то привела к неудовлетворительным результатом. Но есть и еще один фактор, а именно наша впечатлительность.

В современном футболе совсем другие ожидания

Как думаете, фанаты «Реала» хорошо относятся к бразильскому Роналдо? Конечно, да! Это же легенда клуба, тот самый Зубастик. Но у него же нет ни одной победы в Лиге чемпионов. И Ла Лигу с «Реалом» он выиграл всего два раза. Но каким-то образом по нашим светлым воспоминаниям о Роналдо Назарио это не бьет, а для Неймара в «ПСЖ» отсутствие побед в Европе – гигантская проблема. Как же так?

Дело в том, что крупные трансферы с годами подверглись воздействию сразу двух инфляций. Первая – обычная. Двадцать лет назад 40 миллионов воспринимались так же, как сегодняшние 80. Но у многих осталась привычка смотреть на суммы и ужасаться. Представляете, Роналдиньо переходил в «Барселону» за 32 миллиона евро, а Ромео Лавия в «Челси» за 62 миллиона! Как же так?

Вторая же инфляция – это инфляция ожиданий. Во времена, когда «Реал» закупался Зиданами и Бекхэмами, «Ювентус» брал Патрика Виейра, а «Бавария» Арьена Роббена каждый трансфер не обсуждался так громко, как сейчас. Нет, между собой в офисе или школьном коридоре – пожалуйста, но соцсети еще и близко не имели такой силы, как сейчас. Сформировалась новая культура отношения к трансферам и их обсуждения. Спросите у Харри Магуайра о том, сколько ему прилетало угроз – удивитесь. 

И показатели многих футболистов, которых мы сегодня считаем неприкосновенными легендами, обсуждались бы значительно более цинично и грубо, если бы они играли сегодня. Так что в каком-то смысле дорогие провальные трансферы существовали всегда, но сегодня в них больше нулей и падают они гораздо громче. Значит ли это, что высокая сумма трансфера все-таки повышает вероятность провала? Сама по себе – нет, но факторы вокруг нее очень даже могут, а те, кто следит за всем этим со стороны, то есть мы с вами, с радостью воспримем их со всей возможной драматичностью и разнесем свой гнев по соцсетям.

6 самых ожидаемых трансферов лета 2024 года. Мбаппе в «Реале» и нормальный нападающий для «Арсенала»

7 трансферов, разрушивших карьеры отличных игроков. Глеб, Торрес и другие бедняги

(Фото: manutd.com, chelseafc.com, fcbarcelona.com, liverpoolfc.com, realmadrid.com, psg.fr)