Перейти к содержимому

7 самых переоцененных фильмов про спорт. От «Рокки IV» до «Легенды №17»

Да, мы покусились на святое.

Спортивные фильмы в каком-то смысле можно назвать отдельным миром, потому что там существует свой уникальный набор классических тропов и клише. Некоторые нарушают все правила и становятся великими, как «Тоня против всех», а другие следуют по шаблону и тогда у нас получается что-то вроде «Движения вверх», где типичность никак не сказалась на сборах. И все же далеко не все культовые спортивные фильмы заслуживают столько любви, сколько они получают.

Сразу оговоримся: нет ничего плохого в том, что вам нравится какой-либо фильм из нашего списка. Более того, почти все они – на самом деле хорошие фильмы. Но их превозносят сильнее, чем менее известные спортивные драмы и комедии, которые написаны, сняты и сыграны гораздо лучше. О каких именно фильмах мы говорим? Сейчас и узнаете.

Рокки IV (1985)

Тот самый, где Дольф Лундгрен сыграл Ивана Драго. Сцены с ним настолько прочно засели в общественной памяти, что кажется, будто «Рокки IV» – железная классика. Даже сложно поверить, что это четвертый фильм во франшизе. Но на неделе это довольно слабое кино. Вот первый «Рокки» действительно хорош, а четвертую часть смотреть можно только ради пары культовых сцен и угара над великой клюквой – в которой самой по себе нет ничего, кстати, дурного. Было и было.

Проблема в том, что «Рокки IV» очень однобокое кино, которое все упрощает и сводит к противостоянию США и СССР в период Холодной войны. Причем в очень по-тупому мультяшной форме. Это просто слабый фильм во франшизе, которая к тому моменту уже выдохлась и начала себя утрировать. Иван Драго получился, конечно, забавным, сцена с Аполло Кридом эмоциональной, но все это банально не стоит того. 

Космический джем (1996)

Да, это Майкл Джордан в компании мультях из Looney Tunes. Казалось бы, что тут может не понравиться? На самом деле, многое. Сцены с Баггзом Банни, Даффи Даком и остальными мульт-героями очень даже ничего, но они находятся внутри ну очень плохого фильма. С унылейшими диалогами всех не CGI-персонажей и Майклом Джорданом, который даже не пытается делать вид, что он понимает, где находится и с кем разговаривает. 

Кажется, что у многих из нас в голове просто сидит ностальгический червь с надписью «Космический джем». Вы вообще помните, что под конец фильма без всяких причин появляется Билл Мюррей? Вы помните хоть одну реплику Майкла Джордана? Помните что-то, что вы не можете назвать ностальгической пеленой любви к мультикам, баскетболу и Майклу Джордану? Вот и мы не помним, потому что в «Космическом джеме» этого просто не было. 

Гол! (2005)

Единственная причина популярности фильма про Сантьяго Муньеса – отсутствие других нормальных спортивных драм про европейский футбол. Точка. Это просто скучная история по шаблону. Парень из бедной семьи спит с мячом, его замечает крутой агент, он отправляется в настоящий футбольный клуб, где одного таланта недостаточно. Он влюбляется, он преодолевает трудности. 

Отец не поддерживал его решение и предлагал поступить в ПТУ и работать по специальности. Но он приехал, а потом как умер! Его отвлекает друг-суперзвезда. Ему постоянно дают вторые шансы. И потом он вдруг становится звездой и начинает жить мечтой, так что все трудности того стоили. Вам самим-то не смешно любить этот фильм? «Гол!» – бесконечно средняя спортивная драма, которая не выдержала бы прямого сравнения ни с одним по-настоящему хорошим фильмом в жанре. И его все равно любят.

Тренер Картер (2005)

Ладно, вот тут пора стать серьезными. Потому что «Тренер Картер» все-таки неплохой фильм, а Сэмюэл Л. Джексон велик, как и всегда. Что же с ним не так? Дело в том, что «Тренеру Картеру» не хватает хороших историй внутри фильма. Авторы видят мир школьного баскетбола как серию испытаний и все. А единственным сюжетным элементом, который что-то решает, оказывается тренер-вдохновитель. Это слишком просто.

Как будто «Тренер Картер» ставит простые моральные уроки выше красивых историй. Что грустно, если честно. Потому что если бы фильм был в чуть большей степени фильмом, чем притчей о наставнике, он бы работал и воспринимался гораздо лучше. А так это просто неплохое спортивное кино, но никак не великое. Не нужно приписывать ему то, чего нет.

Легенда №17 (2012)

Нет, дело не в том, что мы тут такие историки спорта, которые терпеть не могут изменения в реальных событиях. Просто «Легенда №17» – нормальное кино. И все. Ни больше, ни меньше. Ну получилось снять просто крепкую спортивную драму. И Козловский постарался, и особенно Олег Меньшиков. Но если отбросить все дежурные похвалы, то перед нами именно что нормальная спортивная драма по канонам жанра. 

Может ли она нравиться? Да. Есть ли за что хвалить? Безусловно. Но в 2012 году российская публика сошла с ума от «Легенды №17», как будто Николай Лебедев снял фильм-откровение, который будут помнить несколько поколений. А это просто спортивный байопик по канонам жанра. Ну не настолько круто получилось, вот честно. И российское кино в любой период могло лучше, чем «Легенда №17» – при всем уважении к тем, кто работал над этим, безусловно, удачным фильмом. 

Рука на миллион (2014)

Вы могли не смотреть «Руку на миллион», но если зайдете на ее страницу «Кинопоиска» или IMDB, то обнаружите очень высокие оценки. И неудивительно, тут же у нас Джон Хэмм, прекрасный актер и звезда «Безумцев». Но фильм о том, как агент Джей-Би переманивает индийских спортсменов в американский бейсбол – абсолютная сахарная чушь от Disney.

В этой истории нет вообще никакого напряжения, а персонажи-индийцы не имеют значения. Только герой Джона Хэмма и его блестящий ум спасут ситуацию. В англосфере «Руку на миллион» критиковали за устаревший образ «белого спасителя», но это даже не главная проблема фильма. В нем просто нет истории. А если хотите посмотреть хорошее душевное кино о спортсменах из странного места, то включите «Следующий гол – победный» с Фассбендером. Там все намного лучше.

Крид 2 (2018)

Не то, чтобы у сиквела «Крида» были настолько же высокие оценки, как у первого фильма – но он даже в этом виде переоценен. Почему? Да потому что никто не заслуживает видеть такие уровни вторичности. Помните мы в начале этого текста вспоминали «Рокки IV»? Вот тут у нас развиваются события вторичного «Рокки IV»: Иван Драго убил Аполло Крида, за того отомстил Рокки Бальбоа, а теперь сражаются друг с другом Адонис Крид и Виктор Драго. Зачем? Чтобы что?

Если все, что делает ваш фильм, это подбрасывает дрова ностальгии в печь – это очень плохо. «Крид 2» – очень плохое кино. И то, что оно окупилось, не делает его хорошим. Майкл Б. Джордан слишком талантливый актер, чтобы тухнуть в рамках франшизы, которая потеряла весь креативный потенциал на второй же попытке. Тот случай, когда сиквел не заслужил ни минуты вашего внимания вообще. 

8 лучших фильмов-байопиков про спорт. От истории убийства со звездой «Офиса» до комедийной биографии

5 худших фильмов про футбол. Смерть серии «Гол!», ужасные комедии и кино про собаку

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.