Перейти к содержимому

GTA: San Andreas – 20 лет! В чем ее величие и почему это до сих пор величайшая часть в серии?

Один номер девять, пожалуйста!

Grand Theft Auto – возможно, самая популярная и народная серия игр в истории индустрии. Уж точно самая долгожданная, потому что ни одно продолжение не обсуждается с той же силой, с какой медиа пишут новости о выходе шестой GTA. Но если мы говорим о том, какая из частей GTA оказала большее влияние на культуру, то ответ очевиден – это GTA: San Andreas. 

В 2024 году ей исполнилось 20 лет, но мемы и ностальгия, кажется, не дадут ей умереть никогда. Почему же Лос-Сантос нравится игрокам больше, чем Вайс Сити или Либерти Сити? И почему так ностальгируют именно по Си-Джею и San Andreas, а не по GTA: Vice City или GTA IV? Сейчас и расскажем.

GTA: San Andreas превратила серию в RPG

Отчасти, конечно, но элементы ролевого отыгрыша в GTA впервые появились именно в San Andreas. Возможность менять Карлу прически, качаться или набирать вес, бить татуировки – все это делало персонажа вашим собственным. Как будто вы могли вмешаться в сюжет и написать историю чуть иначе, чего раньше серия Grand Theft Auto себе не позволяла. 

Томми Версетти менял костюмы, но этого было мало. Нико Белич тоже оставался более-менее одинаковым, хоть в GTA VI ролевых элементов было еще больше. Но превращение началось с GTA: San Andreas и в 2004 году это ощущалось, как настоящее чудо. По сегодняшним меркам эти RPG-элементы, конечно, жиденькие, но тогда они привнесли в игру невероятные объемы жизни.

Кастомизация персонажа и возможность сильнее влиять на мелкие участки его жизни сделали Лос-Сантос не просто сеттингом, а пространством для жизни. Если в GTA: Vice City геймеры больше устраивали дестрой и создавали себе кустарные челленджи, то в San Andreas буквально жили, часто даже не думая о продолжении сюжета. Хотя он был довольно сильным.

В San Andreas полно культовых персонажей

Вот что действительно удалось сценаристам GTA: San Andreas, так это создать огромное количество запоминающихся героев. Просто сравните с GTA IV. Кто придет вам в голову, не считая Романа с его Let’s go bowling? В San Andreas же был целый ансамбль великих образов: от Биг Смоука до Фрэнка Тенпенни. 

Знакомая еще с GTA III Каталина, которая одновременно отвечает за комедию и гигантские объемы драмы. После того, через что с ней проходит Си-Джей, вдруг становится понятнее, как она могла предать и оставить умирать главного героя GTA III. Потрясающий же образ. 

Или Свит с довольно интересной аркой братских отношений. Жаль, конечно, что большую часть игры он в итоге проводит в тюрьме. Но даже в его редких звонках был свой шарм. Это тот случай, когда сценаристы добивались большого эффекта малыми выразительными средствами. 

Ну и, конечно, Биг Смоук. Из него легко можно было сделать просто предателя, как было с Лансом в GTA: Vice City. Но здесь все сложилось так, что вам почти жаль его в самом конце. И все же это «почти» не перевешивает того, что уже было сделано. Это простые, классические сценарные ходы, но их очень много, они интуитивно понятны и они совершенно точно работают. 

Уникальный уровень свободы

Опять же, технически в этом дизайне нет ничего нового. Так-то в Vice City определенные области тоже открывались только со временем. Но San Andreas довела эту формулу до идеала. У игры очень хороший флоу, потому что все нужные части города и штата открываются постепенно ровно тогда, как это и требуется. Нет ощущения, что вас маринуют в ограниченном пространстве слишком долго.

Помимо этого, очень круто сделаны дороги за городом. Это важно потому, что создает реальное ощущение путешествия по штату. По факту дорога короткая, но не чувствуется, как шорткат. Это означает, что дизайнеры хорошо провели свою работу с масштабированием мира. GTA: San Andreas чувствовалась огромной, а в детстве так вообще бесконечного.

Собственно, ровно из-за этого эффекта школьники нулевых врали друг другу о том, что их отцы привезли откуда-то диск с новой GTA, где можно заходить в каждый дом и даже увидеть себя. Прошло 20 лет, технологии не зашли так далеко, но воспоминания об этих невыдуманных историях только подтверждают то. насколько в 2004 году San Andreas казалась абсолютно безразмерной.

Мемы закрепили GTA: San Andreas в массовом сознании

Не совсем понятно, как и почему это произошло. Возможно, повлиял стиль анимации, потому что киношная Vice City и депрессивная GTA IV точно слабее подходили под мемы, а GTA V вышла уже в момент, когда мемы по San Andreas стали отдельным гигантским миром. Но это и не так важно. Главное осознавать то, что это произошло.

Мемы с лицом Карла, «Потрачено», саундтрек из стартовой заставки и, конечно, Биг Смоук с его «One number nine!» О чем мы говорим, если карьера создателя Скибиди Туалетов началась со странных роликов с героями GTA: San Andreas. Например, про очень большой заказ Биг Смоука.

Ну да, а еще вы наверняка хорошо помните, что такое HESOYAM и зачем его вводят. Старичок чит-код AMBULANCE из GTA: Vice City и близко не остался в культуре так плотно. Уже самое количество видов мемов по San Andreas показывает, насколько игра оказалась влиятельной. Правда, не отвечает на вопрос «Почему?» – но у нас есть подходящая догадка.

GTA: San Andreas связала зумеров и миллениалов

Вот это действительно важнейшее качество и реальное объяснение феномена. GTA: Vice City вышла в 2002 году и о ней рассуждает то же поколение, которое любит The Elder Scrolls III: Morrowind – великую игру, совершенно недоступную более молодой фанбазе TES V: Skyrim. Ну какой Томми Версетти, если он даже не умеет плавать, а машины нельзя тюнинговать?

San Andreas же стала одним из символов нулевых. Ее прекрасно помнят те, кому сейчас чуть за тридцать, они в момент выхода GTA: SA как раз заканчивали школу и с удовольствием исследовали Лос-Сантос. Ее помнят те, кому сейчас слегка за двадцать, потому что они играли в нее в детстве. Особенно хорошо должны помнить обладатели слабых компов, где GTA IV шла с ужасными фризами.

GTA: San Andreas повезло и с таймингом, и с доступностью для широкой аудитории, и с меметичностью. Она появилась тогда, когда была нужна сильнее всего и объединила несколько поколений. Именно это делает ее великим феноменом, а не чисто технические игровые качества. San Andreas была идеальным штормом, который больше не повторялся даже в такой серии, как Grand Theft Auto.

Какие травмы чаще встречаются у киберспортсменов? Консольщикам следует беречь большой палец

Minecraft превратили в глобальную пошаговую стратегию. Как установить этот мод?