Артем Никулин – о новом спортивном байопике.
В кинотеатрах стартовал фильм «Федя. Народный футболист» – футбольный байопик о легенде «Спартака» Федоре Черенкове. Его уже показали журналистам и сборной России – картину расхвалили, а тренер национальной команды Валерий Карпин признался, что некоторые сцены пробили его на слезы.
Мы посмотрели фильм и готовы поделиться впечатлениями.
Авторы справились с историей Федора, но есть недочеты
Со спортивными байопиками (как и с музыкальными) в современном кинематографе в целом беда – не только с отечественными, но и с зарубежными. Обычно в ход идет классический шаблон о непризнанном гении, которому весь фильм ставят препятствия, а под конец он героически выходит из них. «Федя» не отклоняется от этой формулы, но от унылости и вторичности его спасают детали, режиссура и другие элементы.
Повествование разделили на пять глав: первые шаги Черенкова в «Спартаке», знакомство с женой Ольгой, первые проявления психологических проблем, непопадание на ЧМ-1986 и чемпионство 1987 года. В общем, за два часа охватили достаточно эпизодов для раскрытия Черенкова-персонажа и не свалились в непоследовательную кашу, в отличие от другого представителя жанра – «Стрельцова» с Петровым.
Самое волнующее – футбольные сцены. Здесь съемочная команда постаралась. «Спартаковские» стеночки и забегания, финты, красочные голы – все на месте и снято на приличном уровне. Даже слоу-мо и резкие зумы не вызывают нежелательных рефлексов. Еврокубковый матч с «Андерлехтом», несмотря на естественное обилие графики, снят очень приятно. Это касается и более камерных сцен, со светом и постановкой не прогадали. Без шуток, но при желании синефилы найдут внутри парочку красивых сцен.
С сюжетом посложнее. Из самого спорного – любовная линия, внутри которой некоторые сцены и диалоги выглядят несколько натужными. Другой момент, способный рассердить олдовых болельщиков красно-белых – излишняя художественность. Конкретно речь о взаимоотношениях Федора со Старостиным (в фильме он предстает эдаким Оби-Ваном Кеноби, но заместо Татуина следит за мальчишками в советских дворах и в важные моменты появляется в кадре из ниоткуда). Ну и линию с психологическим здоровьем Федора будто упростили: все проблемы Федора с легкостью снимаются при виде футбольного мяча – классно, будь оно так в действительности.
Но это не существенная проблема (мы же не документальный фильм пришли смотреть). История вызывает эмоции, а это самое главное. Сцена с трагической давкой на «Лужниках» точно не оставит равнодушным, а то и вовсе проберет на слезы. За два часа проникаешься характерами персонажей, даже второстепенных (благо, авторы увидели в них больше, чем сюжетную мебель), и начинаешь искренне болеть за героя и остальных.
«Задача артиста – оголиться, открыть свою душу и впустить всех посмотреть, что там происходит с тобой. Мне посчастливилось поработать с режиссёром Сергеем Николаевичем Арцибашевым. Он сказал одну фразу, которая направляет меня по жизни: «Сцена – это возможность исповедаться, прикрывшись маской персонажа». Это моя исповедь, и я прикрыт тем, что это ведь кино и это Федя делится своими переживаниями. А значит, я могу быть на 100% откровенен со зрителями и рассказать обо всех своих трудностях и болях, потому что никто не будет знать, что они мои»
Станислав Румянцев, исполнитель роли Федора Черенкова
Актеры постарались. Тут еще и отдельная заслуга гримеров с костюмерами, которые детально воссоздали образы героев. Фоменко и Щербаков, сыгравшие Бескова и Старостина соответственно, кажутся стопроцентными попаданиями в свои образы, а от Черенкова в исполнении Станислава Румянцева так и веет теплом и аутентичностью – для полного погружения в роль актера даже за кадром называли Федей. Достоверность образа Черенкова подтверждает Сергей Юран, который был знаком с футболистом и похвалил авторов за его отображение.
По словам Румянцева, его история схожа с биографией Черенкова, и это помогло ему в съемках.
«Федор Федорович хотел, чтобы папа им гордился. Это соотносится и с моей историей. Мы всегда как артисты должны найти какую‑то обычную бытовую и человеческую потребность и ее пытаться донести. А еще наша задача – найти то, что соотносится с нами. Это меня тоже трогает. Это тот месседж, который мы хотим донести: когда уже кого‑то нет рядом, то мы все равно можем продолжать идти к цели»
Станислав Румянцев, исполнитель роли Федора Черенкова
«Федя» – топовый футбольный фан-сервис. Здесь уместный и добрый юмор, многие эпизоды не только забавны и интересны сами по себе, но и раскрывают характер персонажей и взаимоотношения в том «Спартаке». На некоторых моментах болельщики красно-белых точно захотят поаплодировать: Бесков, которого кличут «барином», шебутной Гаврилов и дотошливый Бубнов, от которого так и ждешь выкриков про ТТД, а еще стилизация титров под спартаковские цвета и шрифт.
Хотя один момент точно может вызвать баттхерт у зрителей – особенно старшего поколения. Во второй главе появляется Владимир Высоцкий. Во-первых, его внедрение в сюжет кажется надуманным, учитывая, что никаких доказательств реальной встречи Федора с актером нет. Во-вторых, наболевшая тема, Высоцкий очевидно был воссоздан с помощью нейросети, что кажется очень спорным решением.
«Федя» – точно не громкое слово в жанре спортивного кино, но крепкий семейный фильм, который знает свою задачу и знакомит новое поколение с личностью Черенкова. В отличие от скомканного «Стрельцова», где Петров все так же играл Петрова, а трагическая история Эдуарда Стрельцова так и не была раскрыта – ключевые моменты карьеры Федора Черенкова комплексно уместили в два часа.
Оценка: 8/10
8 важнейших шутеров в истории киберспорта. От Quake до Counter-Strike и Valorant
На съемочной площадке Квентина Тарантино действует жесткий запрет. Чего нельзя делать актерам?