Перейти к содержимому

8 важнейших шутеров в истории киберспорта. От Quake до Counter-Strike и Valorant

Когда-нибудь в этот список войдет Deadlock.

Можно ли представить киберспорт без шутеров? Да. Но текст не закончится на этих двух предложениях. Тем более, что киберспорт без них стал бы скучнее. Шутеры всегда были и остаются основой соревновательной составляющей видеоигр. И они настолько разнообразные, что практически каждый может найти какой-нибудь свой вариант.

Но есть шутеры, которые не просто круто развлекали игроков в конкретную эпоху, а повлияли на все и стали культовыми. И он них важно поговорить в хронологическом порядке. Каждая из этих игр оказалась больше, чем сумма ее частей. Мы поговорим о шутерах-дисциплинах, шутерах-феноменах и шутерах, которые как-то по-своему изменили жанровый ландшафт.

Quake (1996)

В середине 90-х Quake стал настоящей сенсацией. Невероятно быстрый и динамичный, он оставил далеко позади Doom, Duke Nukem и Heretic. А еще показал настоящее 3D вместо устаревших спрайтов. Выход Quake был жанровой революцией. Игра стала первым шутером, по-настоящему заточенным под мультиплеер. 

В Quake мы не просто отстреливали каких-то монстров по коридору, но учили тайминги оружия, культовый рокет-джамп и поведение живых соперников. Жаль, что серия довольно бесславно умерла уже в нулевых, но первые две части Quake – это чистое величие, о котором нужно помнить.

Counter-Strike (1999)

Прошло уже 25 лет, а мы до сих пор играем в Counter-Strike. Да, это уже другая игра, но ее основа остается неизменной. Феномен CS в том, что это был первый важный командный шутер, где в центре всего было взаимодействие между игроками. По сути, первая часть Counter-Strike заложила фундамент, на котором командные шутеры стоят до сих пор. 

Еще одной меганаходкой была система экономики, благодаря которой вы могли покупать себе оружие. Элемент менеджмента добавил игре стратегической глубины. Особенно по меркам конца 90-х и и начала 2000-х. А то, что основы Counter-Strike с годами и версиями особо не менялись, говорит о том, что это слишком хорошая формула.

Unreal Tournament (1999)

А вот Unreal Tournament по сегодняшним меркам – забытая игра, хотя на пике она была прямым конкурентом Quake. Тоже быстрая, тоже изобретательная, тоже с уникальным оружием и при этом более плавная в движениях. Сейчас в это трудно поверить, но Unreal Tournament считалась невероятно красивой игрой по меркам шутеров того периода. Да что там считалась – она и была!

И с механиками тоже все было хорошо. Разные режимы огня у оружия добавляли геймплею вариативности. Многие игроки сознательно предпочитали Unreal Tournament в качество кибердисциплины как раз потому, что в ней интересно стрелять. Но сегодня это, конечно, скорее нечто из музейной экспозиции.

Halo: Combat Evolved (2001)

Одна из величайших серий в истории, в чьем лоре фанаты ковыряются примерно на том же уровне, что и в Warhammer 40 000. А это ничего себе планочка. Halo: Combat Evolved стала символом начала киберспорта на консолях, что уже достижение на все времена. Но игра прекрасна не только по этой причине. 

В Halo был отличный баланс сложности. В том смысле, что можно было залететь в игру и получать удовольствие, не будучи при этом по-настоящему скилловым игроком. А это важно. Потому что злые квакеры, как называли их в игрожуре тех лет, превращали новичков в пепел раньше, чем те успели сделать первый распрыг. А Halo позволяла учиться и совершенствоваться в совершенно других условиях.

Call of Duty 4: Modern Warfare (2007)

Black Ops 2024 года – первая приличная Call of Duty за несколько лет, что, конечно, полная катастрофа. Но эта серия достигла таких вершин, что может себе позволить выпускать средние игры и все равно сохранять как цифры продаж, так и высокий онлайн в многопользовательских режимах. И все это началось с Call of Duty 4: Modern Warfare.

Все дело в том, что именно эта часть трансформировала Call of Duty в киберспорт. До этого она была скорее игрой-кампанией про войну, а стала настоящей кибердисциплиной с командной тактикой, наградой за киллстрики и кастомной разгрузкой. Теперь Call of Duty – ежегодный экспириенс, а из Warzone многие геймеры вообще не вылезают.

Team Fortress 2 (2007)

Если Counter-Strike изобрела командные шутеры, то Team Fortress 2 довела концепцию до ума. Классовая система сделала командную работу по-настоящему разнообразной. Теперь все зависело не только от личных предпочтений игроков, но и от того, какая роль отведена им изначально. А это абсолютно другой баланс и он гораздо ближе к спорту.

Заметили, насколько современные хиро-шутеры похожи на Team Fortress 2? Даже Deadlock от Valve имеет кое-что общее и в механиках, и в визуальном оформлении. Да, в саму Team Fortress 2 уже играют сильно меньше, но она предсказала и задала многие тренды, будучи при этом одним из самых доступных в освоении шутеров на рынке.

Overwatch (2016)

Отец и мать современных хиро-шутеров (Team Fortress 2 все-таки скорее дедушка), где появились харизматичные персонажи со своими уникальными способностями, а еще элементы MOBA-игр. Так, герои в Overwatch делятся на танков, саппортов, дэмедж дилеров и так далее. Итог очень интересный: баланс, как в MOBA, механики как в шутере.

Опять же, можно проследить генеалогию жанра аж до Deadlock как раз с помощью Overwatch, где много похожих элементов. Но самое главное то, что Overwatch был игрой, порвавшей со старыми шутерными традициями. Умение стрелять и считать тайминги оказалось не настолько значимым, как понимание своего героя и роли в команде.

Valorant (2020)

Последний из великих. Valorant – гигантская губка, забирающая все лучшее у конкурентов. Так, игру можно с легкостью назвать смесью Counter-Strike и Overwatch. От первой пришли механики всего, что касается стрельбы, а от второй геройские способности. И каким-то образом это все стало чем-то третьим.

Valorant одновременно подходит тем, кто любит тактику с пушками, и тем, кто любит командные взаимодействия в стиле MOBA. Тем более, что уникальные способности агентов в Valorant время от времени позволяют перевернуть игру прямо на месте. Даже в массовом сознании за четыре года Valorant как будто устоялась. Пусть и есть какое-то ощущение, что ее нишу может со временем занять Deadlock.

Почему FIFA Manager 14 была все-таки великой игрой? EA Sports вряд ли вернет эту серию

Black Myth: Wukong бьет рекорды Steam. Что это за игра и почему она так популярна?

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.