Перейти к содержимому

9 величайших боссов из культовых видеоигр. От Шао Кана из Mortal Kombat до Малении из Elden Ring

Воспоминания о них заставят вас вспотеть.

Боссы в видеоиграх – одна из старейших и самых устойчивых механик в истории. И ведь это в сущности очень простая идея: в игре, где у вас есть противники, в конце уровня должен быть какой-то особенный сильный противник. Логично? Еще как. Тем более, что босс еще и обычно проверяет какой-то конкретный навык, который игрок усвоил на этом этапе игры. 

Многие боссы становились культовыми из-за удачного дизайна, количества появлений или хорошо срежиссированных сцен с ними. А каких-то мы помним потому, что с ними было невероятно сложно и в то же время интересно. Сегодня мы вспомним лучших боссов в истории. Список, естественно, субъективный, потому что здесь точно не тот случай, когда истину можно вычислить математически. Тем более, что поговорим мы не только про сложность, но и про красоту.

Желтый Дьявол – Mega Man (1987)

Серия Mega Man – легенда в жанре платформеров и в какой-то мере предшественник Dark Souls и других ваших любимых игр про тайминги. Каждый экран в игре можно пройти не теряя здоровье, если вы знаете, что делаете. А еще уровни в Mega Man можно проходить в рандомном порядке, потому что способности каждого босса эффективны против какого-то другого босса. Но в конце вас обязательно ожидает нечто особенное. И в оригинальной Mega Man это был Желтый Дьявол доктора Уайли. 

Понимаете, игра и так была сложной. Она и так требовала от вас попиксельной точности. Но когда здоровенный желтый чувак разделяется на части и пытается убить вашего персонажа с нескольких сторон одновременно, вы просто не успеваете за этим следить. На экране слишком много объектов, которые двигаются слишком быстро, а у вас слишком мало прав на ошибку. Этот боссфайт – настоящее адовое месилово, которое навсегда останется в истории гейминга. Победа над Желтым Дьяволом гораздо круче, чем какой-то там вертолетик из GTA.

Шао Кан – Mortal Kombat II (1993)

Идеальный финальный босс для файтинга: у него не пробивается блок, он мощнейше контратакует в ответ на стандартные атаки и плевать хотел на ваши дайвкики в полете. При этом Шао Кан еще и находит в своем плотном графике раздачи вам лещей время на то, чтобы отпустить какой-то комментарий о том, что вы – лузер. Это уже наносит урон не персонажу, но игроку с геймпадом в руках. Да, многим кажется, что Принц Горо из первой Mortal Kombat был страшнее, но все-таки это не так.

Шао Кан был создан так, чтобы казалось, что он читает ваши атаки заранее. И в 90-х это наверняка пугало. Но опытные геймеры уже тогда нашли несколько эксплойтов и, например, спамили в Кана спецприемами, чтобы зациклить его искусственный интеллект. Ну, или честно пытались держать его на расстоянии, дожидаясь момента, чтобы поймать Кана на прыжке. Современные боссы гораздо разнообразнее, но Шао Кан из Mortal Kombat II все равно великий – он ползал, чтобы будущие противники могли летать. Черт, как же хорошо, что он не летал!

Ганон – Legend of Zelda: Ocarina of Time (1998)

В The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom мы видим своеобразный ремейк этого боя с Ганоном, чьи возвращения укладываются в определенную философию. Хайрул всегда будет в опасности, а Линк всегда будет сражаться с Ганоном. И это было довольно впечатляюще. Но! Если мы говорим со скидкой на время, то в Ocarina of Time было сильно круче. Залитая дождем арена, две стадии босса и прохождение всех механик, которые мы выучили на протяжении игры.

Дело не в том, что этот конкретный боссфайт был особенно сложным. Скорее в красоте момента, эпичности и том, насколько бой Линка с Ганоном подводил итог одной из лучших частей The Legend of Zelda. Нет никаких сомнений в том, что разработчики Tears of the Kingdom тоже вдохновлялись именно этим моментом. 

Психо Мантис – Metal Gear Solid (1998)

Один из лучших боссов в истории Metal Gear Solid появился уже в самом первом воплощении главной серии в карьере Хидео Кодзимы. Психо Мантис по сюжету помогает Ликвид Снейку захватить остров. Сражаться с ним было невероятно сложно, но еще Психо Мантис ломал четвертую стену – и вот это делало его по-настоящему революционным персонажем. Например, он мог прочитать содержимое карты памяти в вашей консоли и отвесить несколько комментариев по поводу других игр, где у вас есть сохранения. 

Это шокировало. Даже сейчас у нас нет примеров, где использовалось бы нечто похожее. Мало этого, так Психо Мантис еще выключал нам экран и заставлял геймпад вибрировать. Это что такое? И как же победить такого противника? Нужно было подключить геймпад в другой слот PlayStation, чтобы Психо Мантис не смог читать наши мысли. Потрясающая идея и незабываемый боссфайт.

Фаланг – Shadow of the Colossus (2005)

Возможно, самый красивый боссфайт в истории видеоигр. 13-й Колосс из Shadow of the Colossus – гигантский летающий змей, напоминающий дирижабль. Его размеры поражают, а чтобы начать бой нужно гнаться за ним на лошади, а потом запрыгнуть на его крылья. При этом величественный Фаланг даже не атакует игрока, что делает трагическую необходимость уничтожения Колоссов еще более невыносимой.

И все это происходит в невероятно атмосферной пустыне под крутейшую музыку Ко Отани. Если вы проходили этот эпизод хотя бы раз, то уже никогда его не забудете. Shadow of the Colossus не просто так любят за красоту и грусть. И охота на Фаланга полностью состоит из этих двух элементов. Максимально изобретательный и впечатляющий боссфайт, причем даже в том случае, если вы запустите Shadow of the Colossus 2005 года сейчас.

Орнштейн и Смоуг – Dark Souls (2011)

В серии Dark Souls было много сложных боев, но этот был одним из самых безумных. Все дело в том, что Орнштейн и Смоуг чем-то напоминали Желтого Дьявола из Mega Man. Они требовали от игрока невозможного уровня концентрации. Один очень быстрый, другой медленный, но сильный. И оба пытаются прикончить вашего персонажа. Из-за этой разницы в темпе игроки терялись и не понимали, в каком ритме им действовать.

На самом деле этот боссфайт был об умении быстро переключаться с одной задачи на другую. С Орнштейном и Смоугом вы как будто танцуете два разных стиля одновременно, меняя танго на хип-хоп и наоборот. Держать в голове нужно план и на тот, и на другой случай. Но научиться этому можно единственным способом, который знает Dark Souls – через бесконечный цикл смертей и перерождений. 

Сирота Коса – Bloodborne (2015)

Финальный босс из дополнения The Old Hunters издевается над игроком всеми возможными способами. У Сироты Коса какое-то нереальное количество различных атак, бешеная скорость и несколько стадий, а сражается он с помощью собственной плаценты, чтобы вам и посмотреть в процессе было на что. 

В последней стадии вы получаете не только быстрые атаки Сироты, но еще и такие приятные мелочи, как удары молнией по всей арене и обстрелы какой-то непонятной жижей. Причем бой достаточно длинный, чтобы вы успели устать и потерять концентрацию. Сирота Коса не терпит расслабленности, поэтому многие геймеры считают, что Bloodborne прошли только те, кто завершил The Old Hunters и встретил этого симпатягу.

Кинг Дайс – Cuphead (2017)

Дьявол из Cuphead не стоит даже ногтя менеджера своего казино. После Кинг Дайса вам уже ничего не страшно. Бой с ним это издевательская настольная игра, где нужно сражаться с тремя мини-боссами, причем у вас есть постоянный риск попасть в начало этого боя и переигрывать все заново. И только потом, когда вы очень сильно постараетесь и вам очень сильно повезет – оба условия необходимы – игра наконец-то даст вам сразиться с Кинг Дайсом.

Но и это будет абсолютно нечестно. Смиритесь. Единственное, что вам поможет, это идеальные тайминги парирования. То есть, идеальные даже по меркам Cuphead. Но все же бой с Кинг Дайсом интересен потому, что в нем есть элемент случайности. То, что произойдет, зависит от бросков игрального кубика и того, на сколько ячеек вы продвинетесь. Зато победа над ним реально ощущается, как большое достижение.

Маления – Elden Ring (2022)

Технически Elden Ring вышла не так давно, но Маления уже стала культовой. В каком-то смысле в этом виноват легендарный игрок с никнеймом LetMeSoloHer и мемы, связанные с ним. Но сама Маления тоже хороша. Тетенька просто восстанавливает себе здоровье, когда вы по ней попадаете. После выхода дополнения Shadow of the Erdtree это уже не самый сложный босс в игре, но все равно неприятно.

Важнее статус. Маления стала символом Elden Ring, большой ассоциацией, а наличие таких вещей только подтверждает культовый статус. По сути, она заняла свое почетное место рядом с Доктором Роботником из Sonic The Hedgehog, Шао Каном из Mortal Kombat, Ганоном из The Legend of Zelda и другими боссами из общегеймерского пантеона. И то, что легенда родилась буквально у нас на глазах, это правда круто.

7 самых ожидаемых игр 2025 года. От сиквела Death Stranding Хидео Кодзимы до GTA 6

6 худших финальных драк в истории кино. От «Черной пантеры» до «Хоббита»

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.