Зачем нужна GTA: RP и почему ее постоянно рекламируют? Весь путь: от Dungeons & Dragons до Юрия Хованского
Наконец-то вы с этим разберетесь.
Даже те из нас, кого нельзя и с натяжкой назвать геймерами, прекрасно знают, что такое GTA. Возможно, в мире видеоигр просто нет более популярной франшизы, чем Grand Theft Auto, так что тут все логично. Но есть одна ветвь этого феномена, с которой знакомы явно не все. Речь про GTA: RP – ролевую версию GTA V. О ней вы точно слышали либо из какой-то рекламы, либо попавшись на кликбейт от кого-нибудь вроде Юры Хованского, одного из главных амбассадоров GTA: RP в рунете.
Что это вообще такое и как в это играть? Порог вхождения тут есть и он довольно высокий, но популярность GTA: RP оказалась сильно выше, чем можно было ожидать. На различных серверах вы можете встретить Зубарева, Булкина и других известных блогеров, а различных серверов и вариаций уже такое количество, что этим сложно уследить. Пора разобраться. Хотя бы базово. Так что же нужно знать о GTA: RP?
Чем GTA: RP отличается от GTA V?
Базово это все та же Grand Theft Auto V, но это только механическая основа. GTA: RP (RP – Roleplay) – модификация для ролевого мультиплеера, где игроки отыгрывают роли различных персонажей. Вступают во фракции, ходят на работу, грабят банки, водят такси, пытаются прожить на зарплату и заводят отношения. По сути, это масштабная альтернатива оригинальной GTA V и хаотичному стандартному мультиплееру.
У разных серверов есть разный набор модов и разные правила, но глобально суть одна и та же. Вы создаете персонажа и пытаетесь найти свое место в этом мире, что может быть довольно сложно. Грубо говоря, на базе Grand Theft Auto V построили идеальный аналог старенькой MMO под название Second Life, где игроки погружались в жизнь вымышленного персонажа сильнее, чем в The Sims, потому что все население вокруг – живые люди.
Моды, кстати, сильно расширяют возможности ванильной GTA V. На разных серверах есть уникальные виды транспорта, новые работы, организации, собственные экономические системы и механические нововведения, вроде внутриигровых социальных сетей. Не говоря уже о безумном количестве скинов одежды или самих персонажей. А учитывая, что в GTA так или иначе играли практически все, вы со старта имеете представления о базовых механиках.
Истоки GTA: RP начались еще с нулевых
Тогда существовало несколько гораздо менее популярных проектов, вроде MTA (Multi Theft Auto) и GTA: San Andreas Multiplayer, где практиковались модели поведения, похожие на современную GTA: RP. Так что традиция прекрасно существует с начала нулевых и GTA: San Andreas. Но в те времена у ролевой движухи по Grand Theft Auto не было никаких шансов разрастись до того, чем она является сейчас.
Во-первых, механическая база была очень слабой. Во-вторых, не было таких широких возможностей по рекламе и сама база потенциальных игроков была в разы меньше. Начнем с того, что хороший интернет в начале двухтысячных был большой редкостью. А ведь про ролевую San Andreas нужно было еще как-то узнать.
Так или иначе, само желание игроков превратить открытый мир Grand Theft Auto в песочницу для отыгрыша ролей было всегда. Вы можете в этом себя, если в какой-то момент увлекались профессией копа, таксиста или доставщика пиццы еще в GTA: Vice City. Вроде бы ничего особенного с точки зрения игровой механики не происходило, а ощущения какие-то другие. Это и есть иммерсивность.
Что значит – «отыгрывать персонажа»?
По сути, GTA: RP – продолжатель жанра ролевых игр, заложенных еще Dungeons & Dragons. Тут у вас нет мастера игры и вы не кидаете кубик, но принципы отыгрыша работают точно таким же образом. Вы – не человек, который сидит и играет за этого персонажа, а персонаж и исходите (по возможности) из этой логики. В идеальной ситуации игрок в GTA: RP ведет себя и принимает такие решения, которые принял бы его персонаж, если бы был реальным. Но тут все зависит от опыта и правил сервера.
В некоторых местах метагейм или OOC (Out of Character – «выход из образа») не допускается в принципе. То есть, если вы автомеханик, работающий на русскую мафию, то и вести себя должны так. Не представляйтесь своим настоящим именем, не говорите о событиях вне мира сервера и так далее. Полное погружение в вымышленную вселенную и коллективный нарратив, стоящий на том, что большое количество людей действует исходя из интересов их персонажей. Так получается по-настоящему живой мир.
Но есть отдельные сервера и определенные зоны, где позволяется выход из персонажа. Там все более хаотично и сильнее напоминает классические MMO RPG, вроде Lineage II или World of Warcraft. И все же суть GTA: RP именно в том, насколько качественным будет отыгрыш. Из-за этого у новых игроков могут возникать сложности, потому что им тяжело войти в персонажа и понять, чего они вообще хотят от жизни в этом мире. Зато когда это все-таки нарабатывается, процесс становится очень естественным.
Почему GTA: RP стала такой популярной?
Потому что там вы можете стать кем угодно. Ну, практически кем угодно, но возможности для ролевого отыгрыша очень широкие. Это вечная проблема с видеоиграми в жанре RPG – в них всегда ограниченное количество вариантов развития событий. Даже в самой продуманной игре, вроде Baldur’s Gate 3, у разработчиков конечное число ответов на ситуацию. И мы, игроки, принимаем эти условности.
Есть, конечно, мир настольно-ролевых игр – Dungeons & Dragons, Warhammer, Pathfinder, Vampire: The Masquerade, Delta Green и так далее. Там-то да, вы отыгрываете так, как хотите, а мастер и кубик решают, прошло ли действие. Но это нужно учить правила, искать группу и в целом сидеть за столом с людьми и бумагой. Подходит не всем. И вот тут-то нам пригождается GTA: RP.
Движок от основной GTA V выступает платформой, на которой игроки могут реализовывать свои фантазии и грандиозные проекты. Если получится, потому что уровень челленджа тоже регулируется живыми игроками. Да, тут тоже есть свои проблемы. Например, недостаточный контроль со стороны администрации сервера может привести к тому, что группа игроков устроит там какое-то безумие. Но это мелочи.
Удивительно, насколько такое странное увлечение, как GTA: RP, стало органичным в современном мире. Все уже давно привыкли к тому, что тот же Хованский регулярно выпускает что-то по GTA: RP. И, судя по всему, для него это нечто большее, чем реклама сервера. Например, возможность реализовывать собственные режиссерские фантазии в игровом пространстве. А почему нет?
Сейчас серверов так много, что можно найти себе GTA: RP практически на любой вкус. У некоторых дела идут так хорошо, что они покупают рекламу на крупных ютуб-каналах, так что это уже очень заметная сфера. Так что GTA: RP с нами точно надолго. И наверняка она вернется в каком-то новом воплощении и на движке GTA VI.
Российские моддеры перенесли GTA Vice City на движок GTA IV. Когда выйдет модификация?
Как Electronic Arts испортила серию The Sims? Из-за этого геймеры ждут inZOI