Перейти к содержимому

Почему Valve выпускает игры так редко, но это всегда хиты? От Half-Life до Deadlock

Респект Гейбу?

Современная игровая индустрия – место, где даже AAA+ игры от топовых издателей выходят сырыми или даже закрываются с позором, как условная Concord. Свою некогда безупречную репутацию растеряли такие титаны и атланты, как Blizzard, Electronic Arts, Square Enix, Ubisoft и Konami. Но одна компания все еще сохраняет статус святых в индустрии, и почти каждый ее шаг оказывается автоматическим успехом. Речь, конечно, про Valve.

Просто сосчитайте их проекты и попробуйте отыскать провалы. Half-Life, Portal, Team Fortress, Counter-Strike и Dota 2. Одни хиты. У кого-то, наверное, есть претензии ко второй Left 4 Dead, но это ничто по сравнению с менее удачными проектами той же Ubisoft. Тем не менее, игры от Valve выходят редко, но это практически всегда огромные хиты. Нет ли в этом какой-то связи? На самом деле, есть.

Компания опередила время с Half-Life 2

Возможно, это все еще самая революционная игра в истории. Сюжетный сай-фай шутер с механиками, превосходящими все, что выходило до Half-Life 2. Первая часть тоже была крутой и амбициозной, но во второй Valve создала то, что изменит жанр навсегда. Кампании Call of Duty и Battlefield, а также другие шутеры со сложными сюжетами родились именно из истории Гордона Фримена. Но дело не только в этом.

Как же в 2004 году все хватались за голову, когда видели разрушаемые ящики, которые не тонут в воде. Half-Life 2 шокировала своей детализацией и предсказуемо стала хитом на все времена. А учитывая, что первая часть была премьерным проектом студии Valve, компании Гейба Ньюэлла крайне повезло со стартом. 

Получается, что Valve практически сразу заработала себе репутацию инновационной конторы с сильнейшим тайтлом в активе. К тому же, между двумя частями Half-Life студия еще и удачно вложилась в Counter-Strike, разглядев в маленькой игре потенциал для лучшего сетевого шутера поколения. Team Fortress тоже уже вышла к тому моменту, но настоящие дни ее славы начались только с выходом второй части, так что это не считается. Пока примем за данность то, что у Valve было крайне удачное начало с Half-Life, на котором студия смогла построить свой дальнейший успех.

Valve остается частной конторой

До сих пор. Опять же, это было бы невозможно, если бы не успешные релизы Counter-Strike и Half-Life 2 в начале нулевых, но один из важнейших принципов Гейба Ньюэлла – независимость. Из-за отсутствия крупных издателей, студия десятилетиями позволяет себе работать в собственном темпе, принимать собственные решения и не расширяться ради расширения. Тут можно вспомнить бесконечные подразделения внутри Ubisoft и то, что они по итогу выпускают.

Даже хорошие студии, вроде Obsidian, сильно зависят от того, какие контракты им предложат издатели. И обязательства перед людьми с деньгами нужно выполнять. Например, выпустить игру к нужному сроку или убрать что-то. Не хочется еще раз пинать Ubisoft, но бедная Skull and Bones вышла только потому, что у Ubisoft Singapore были обязательства перед правительством Сингапура и они буквально не могли не выпустить ничего. Или вот S.T.A.L.K.E.R. 2 – она вышла сырой, вероятно, как раз потому, что Microsoft не пожелали освобождать для нее декабрьский или январский слот, занятый другими релизами. 

У Valve никакой обязаловки нет. Более того, студия несколько раз закапывала в землю неудачные проекты. Half-Life 2: Episode Three была отменена как раз потому, что не устроила самих разработчиков. Да, игроки расстроились, но зато репутация серии осталась безупречной. Нет никаких сомнений в том, что это крутая политика. Но как в таком случае зарабатывать деньги?

У Valve всегда были прибыльные проекты

Это крайне важно. Можно заметить, что в нулевых студия Valve выпускала релизы гораздо чаще. И в случае с Counter-Strike или Team Fortress 2, это были именно вечнозеленые сетевые шутеры, где пользователи проводят довольно много времени. Но этого, конечно, было недостаточно, как и прибыли от Half-Life 2 или других хитов. Поэтому игры все-таки выходили.

По-настоящему остановилась Valve только в момент, когда наконец-то заработала магия Steam. Естественно, главный игровой магазин в мире приносит Гейбу и компании совершенно безумное количество денег, благодаря которым Valve не нужно думать о выживании. Они не превращают свои топовые тайтлы в регулярные франшизы, как сделала Ubisoft с Assassin’s Creed и Far Cry, не доила игроков на деньги, как Electronic Arts c FIFA/EA Sports FC и Sims, и не душила проекты, потому что они не приносили деньги.

Можно, конечно, рассудить, что Steam – тоже довольно жадная штучка, потому что Valve получает 30% прибыли с каждой проданной игры. Но! В этом и суть магазина, правда? А учитывая, что у компании еще и появились совершенно убойные кэш-машины в виде CS:GO и Dota 2, о будущем Гейбу Ньюэллу и команде можно было вообще не думать. Да кто на их месте вообще стал бы разрабатывать новые игры?

Компания доводит старые идеи до ума

Вот за это правда респект. Вторые части игр Valve всегда улучшали оригинальные идеи. На Team Fortress можно было спокойно забить, но нет, взяли лучшее и сделали Team Fortress 2. Half-Life 2 значительно превосходит первую Half-Life, просто развивая ее лучшие идеи, а Portal кажется обычной технодемкой на фоне величия Portal 2. 

Надо сказать, что часто Valve вообще работает над чужими идеями. Идея Counter-Strike родилась далеко не внутри студии, но Valve довела ее до правильной реализации. Portal была студенческой инди-игрой, на которую в конторе обратили внимание. Ну а Dota 2 – так вообще уникальный кейс.

Гейб Ньюэлл и Valve увели из под носа у Blizzard гениального разработчика IceFrog и Dota 2 как идею, хотя она годами была топовой кибердисциплиной в качестве карты для WarCraft 3. Об этой истории знают все, потому то Dota 2 в итоге стала флагманом киберспорта. Еще одна победа Valve и тот случай, когда они поставили впереди всего проекта качественную идею и просто дали ей правильное исполнение. 

Deadlock – свежайший пример того, как работает Valve

Теоретически компания могла бы вообще не выпускать новые игры. Но они все равно их делают, пусть и в очень особых обстоятельствах. Скажем, Half-Life: Alyx оценили не все, потому что VR – очень нишевое и, откровенно говоря, сырое хобби. Но есть ли среди игр для виртуальной реальности хоть что-то, превосходящее Alyx? Технологически – уже да, это Batman: Arkham Shadow 2024 года, но Alyx точно был первой и лучшей сюжетной игрой для VR. Вот вам и обстоятельства.

Но лучшим примером последнего времени все-таки станет Deadlock – дотаобразный хиро шутер от Valve и IceFrog, который разработали и тестировали в тайне. По сути, существование Deadlock слили только в конце лета – начале осени этого года. И потом игра все еще распространялась по ограниченному числу приглашений и работала в определенные часы суток. То есть, вам нужно было успеть, чтобы попасть на Deadlock.

Искусственный ажиотаж создать получилось очень хорошо. Но главное, что у Deadlock в основе есть уникальная идея. Это не очередной хиро шутер, как Concord, а игра, которая на самом деле может занять свое место среди лучших. Dota 2 от первого лица, но с низким порогом вхождения. Очень правильная идея. Особенно учитывая, что настоящая Dota 2 требует от игроков гигантского количества наигранных часов, чтобы начать понимать, чего именно от вас ждут сокомандники. В нее уже не войти с нуля. А в Deadlock можно. Поэтому игру и назовут одной из важнейших, если не самой важной в 2024 году.

Естественно, над Гейбом Ньюэллом все равно издеваются из-за отсутствия Half-Life 3 и монополии Steam, но если задуматься, то к нему у геймеров должно быть минимальное количество претензий по сравнению с CEO других больших студий. Valve – одна из немногих студий, у которых практически нет провалов. И это уникальная смесь из дикого везения и очень правильных решений. Такое мы можем сказать разве что о Rockstar или Naughty Dog, а вы, возможно, вспомните еще несколько примеров. Но у такого подхода, конечно же, полно минусов. Например, никто даже предположить не может, сколько лет нужно ждать, чтобы Valve разработала и выпустила еще что-нибудь.

Топ-7 игр, похожих на GTA: Saints Row, Mafia и забытый шедевр от Square Enix

Как побеждать в видеоиграх с 0 опыта? Советы по UFC, EA FC 25, Mortal Kombat и других хитам кальянных

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.