Как погибла серия Dead Space? Виноваты в том числе успехи EA Sports
При чем тут вообще FIFA?
На счету Electronic Arts множество похороненных студий и проектов, но отдельно хочется выделить надгробие Visceral Games, разработчиков Dead Space. Культовый космический хоррор до сих пор не дает покоя ностальгирующим геймерам – чего только стоит массовое обсуждения ремейка Dead Space в 2023 году. Он, кстати, получился вполне удачным. Но судьба оригинальной серии до сих пор вызывает грусть. Что же с ней случилось?
Сегодня мы вспоминаем Dead Space: от обретения величия до неудачи Dead Space 3 и закрытия студии. Почему Electronic Arts закрыла Dead Space и при чем тут вообще FIFA? На самом деле, флагманская игра Electronic Arts сыграет неожиданную роль в нашем повествовании, но до этого нужно дойти. Так что же именно случилось с Dead Space?
Первая Dead Space была уникальным опытом
До нее в мире видеоигр не было мощных космических хорроров как таковых. Тут же компания EA Redwood и ее глава Глен Скофилд вдохновились вселенной «Чужих» и создала в 2008 крайне атмосферный хоррор на грани с экшеном. Наш главный герой Айзек Кларк отправился на космический корабль «Ишимура», чтобы выяснить, почему пропала связь с экипажем, а обнаружил там, если упростить, полузомби-полумутантов, созданных инопланетным артефактом.
Dead Space могла бы быть отличным шутером, но предпочитала еще и пугать игроков. Огромную роль в этом сыграл потрясающий дизайн звука. В тишине вакууме, где, как известно, никто не услышит наш крик, «Ишимура» издавала кучу неприятных звуков. В Dead Space было страшно заглянуть за поворот, но очень хотелось, потому что игра была еще и талантливо написана.
Помогли и революционные механики по отношению к противникам. Некроморфов нельзя было просто убить, обнулив полоску здоровья. Нужно было отсекать им конечности. И все это на ограниченном пространстве, в довольно клаустрофобных отсеках «Ишимуры». Dead Space вообще идеальный пример того, как геймдизайнеру работать с компактными локациями и привязывать к ним правильные механики.
А еще были изобретательные секции с нулевой гравитацией и очень грамотный интерфейс, где ничто не мешало погружению. Dead Space в 2008 году шокировал тем, насколько стильно он был сделан. А компания EA Redwood после такого успеха взяла более мистическое название Visceral Games. Кажется, уже тогда все понимали, что в индустрии зародилась новая легенда.
Dead Space 2 стала еще лучше, но не устроила EA
Один из лучших сиквелов в истории. Dead Space 2 вышла в 2011 году и показала, что первая часть была всего лишь демо-версией способностей разработчиков из Visceral Games. Она стала больше, интереснее и гораздо атмосфернее. Действие из тесных коридоров космического корабля на большую космическую станцию возле Титана. Но важнее то, что произошло с Айзеком Кларком.
Видите ли, после событий первой части господин Кларк предсказуемо тронулся головой и в бессознательном состоянии попал в местный психиатрический госпиталь, где так и лежал в своих видениях. ПТСР Айзека – одна из главных тем Dead Space 2, потому что его преследуют мучительные видения, из-за которых мы не всегда уверены в реальности происходящего.
Помимо этого, во второй части главный герой Dead Space наконец-то обрел голос. И это изменило все. Когда Айзек был тихим протагонистом, мы не ассоциировали себя с его личностью. Но в Dead Space 2 история становится более персональной, что сильно добавляет к атмосфере. С таким Айзеком в компании гораздо интереснее изучать секреты некроморфов, Церкви Юнитологии и прочего лора.
При этом Dead Space 2 давала еще и идеальный баланс между хоррором и экшеном. Буквально пик возможностей Visceral Games и одна из лучших игр, чтобы проходить в наушниках. Разработка стоила около 60 миллионов долларов, а игра продалась тиражом в 4 миллиона копий. Казалось бы, еще один успех. Но был важный нюанс.
Electronic Arts осталась недовольна продажами
Звучит безумно? Но это действительно так. Четыре миллиона копий – это много, но в EA рассчитывали на шесть миллионов для Dead Space 2. С чего они взяли, что это возможно – не знает никто. Жанр survival-хорроров никогда не приносил таких денег. А Electronic Arts к тому моменту уже отказалась от того, чтобы выпускать качественные игры ради престижа. Их интересовала только финансовая сторона вопроса.
Надо сказать, что у EA присутствовала какая-то дальновидность. На дворе был только 2011 год, а в компании уже понимали, что ветер дует в сторону мультиплеера и сервисных игр. Поэтому Dead Space 2 никак не соответствовала этой модели. Да, в нее добавили мультиплеер, но он не был основой игры.
Поэтому Visceral Games поставили в очень жесткие условия перед выпуском триквела. Задача была в том, чтобы сделать Dead Space не просто хитом, а игрой для самой широкой аудитории. Чтобы этот бренд упоминался в одном ряду с Call of Duty, Battlefield, а в идеале GTA. К слову, не существует ни одного хоррора, который бы можно было поставить на одну полку с играми этого кластера. Поэтому после Dead Space 2 началось падение.
Третья часть расстроила всех фанатов Dead Space
Ох, Dead Space 3. Очень грустная тема. Из-за требований Electronic Arts игра изменилась до неузнаваемости. Начнем с того, что она перестала быть хоррором. И на это повлияло два фактора. Первое – ставка на экшен в принципе, чтобы сделать Dead Space более динамичным экспириенсом. Кому это нужно? Да никому, но видение было именно такое. И второе – игра стала кооперативной, что убило весь дух двух предыдущих частей.
Понимаете, в Dead Space нужно было играть одному, сидя в наушниках в темной комнате. Слушая звуки «Ишимуры» или космической станции, вы пропитывались саспенсом. Пугали не те некроморфы, которых вы видите, а те, присутствие которых вы предполагаете. Когда же вы играете с другом в Dead Space 3, то вы беседуете, шутите, смеетесь, но уж никак не боитесь. И какой тут хоррор?
Кооп еще и странным образом повлиял на сюжет Dead Space 3. Потому что у нас есть два персонажа, но один едва упоминается, а вся слава достается тому, кто играет за Айзека Кларка. Очень странное решение, как будто принятое в спешке. Но больше всего расстроили игроков микротранзакции – свежий жадный тренд в индустрии на тот момент, который просто не мог не появиться в игре такого издателя.
В итоге к концу 2013 года Dead Space 3 продалась тиражом в 3,5 миллиона копий – меньше, чем у второй части и меньше, чем ожидала Electronic Arts. Оценки критиков и геймеров тоже были соответствующими, поэтому над Visceral Games уже тогда повисла неприятная туча. Но они разрабатывали новую игру по вселенной «Звездных войн», делали что-то для Battlefield и как будто совсем не готовились к смерти. А зря.
EA разогнала разработчиков Dead Space из-за FIFA Ultimate Team
Боссы EA говорили разработчикам Visceral, что серия FIFA приносит им миллиард долларов в год. А в Dead Space вложили довольно большие по тем меркам деньги – и где их миллиард? При этом у survival–хоррора в 2010-х в принципе не было шансов собрать такие деньги. Но Electronic Arts к тому моменту же плотно подсела на сервисные игры, так что судьба Visceral Games была предрешена.
FIFA Ultimate Team заставляла игроков тратить деньги, как и серия The Sims с ее бесконечным контентом. Поскольку серия Dead Space требовала вложений, как и проект Ragtag (та самая игра по «Звездным войнам»), Electronic Arts просто решила, что ей будет дешевле закрыть лишнюю студию и сосредоточиться на том, что приносит деньги. Так и закончилась история Dead Space. Во всяком случае, до выхода ремейка.
Надо сказать, что создатели ремейка 2023 года правда бережно отнеслись к наследию Visceral Games. Но увидим ли мы новый оригинальный Dead Space – непонятно. Если да, то многие не примут его уже потому, что это не контент от оригинальных разработчиков. Глену Скофилду и его команде просто не повезло с издателем, но зато им удалось повлиять на индустрию и создать серию, которую, кажется, будут помнить всегда. Даже Dead Space 3 была неплохой, просто это уже не хоррор. А вот будут ли помнить и отличать друг от друга ежегодные части FIFA/EA Sports FC? Очень вряд ли.
Как Xbox проиграл консольную войну PlayStation? Прошлый год определил исход противостояния
5 лучших шутеров 2024 года. От Call of Duty до Warhammer 40 000: Space Marine 2