Перейти к содержимому

За что мы полюбили PES 13? Эта часть была лучшей в серии

Уютнейший футсим!

FIFA 97 для бумеров, FIFA 07 для миллениалов и FIFA 14 для зумеров – футсимы от EA были символом для каждого поколения мужчин, фанатевших от футбола. Но параллельно канадской серии игр японская студия KONAMI развивала свою линейку PES, причем в 2012 году островитянам удалось превзойти EA Sports. PES 13 – пик азиатского футбольного игропрома. И, по совместительству, моя любимая игра.

Серия Pro Evolution Soccer – ламповость во плоти. Она спасла тысячи игроков с плохими компьютерами

В первый футсим я поиграл примерно в девять лет – это была FIFA 07 на компе кореша. Через редактор игры мы создали двухметрового гиганта, поместили его в «Реал» и спокойно унижали соперников на новичке. Следующим футсимом стал первый личный диск с игрой – FIFA 08 с аддоном Euro, где разрабы почему-то сделали Игнашевича 40-летним стариком с огромной залысиной. 

С PES я познакомился только в 2009-м. Комп друга не потянул новую FIFA, перешедшую на другой движок, и он показал мне футсим от KONAMI. На обложке был искренне ненавидимый мною Лео Месси, зато игра меня приколола: меньшая рельсовость персонажей, ламповая графика и возможность запатчить абсолютно всё. К сожалению, модем «Мегафон» не вывозил громоздких дополнений, спас диск – тогда пиратили даже патчи, поэтому я приобрел PES 09 с модом РФПЛ.

С 2009 года Pro Evolution Soccer стал моим любимым футсимом. С пацанами из класса мы регулярно покупали диски с новыми частями и патчами, обменивая их друг с другом. Приходя домой, после уроков я практиковал создание лиц через Blender, фотошоп и специальные аддоны для 11-й части. А за ноутом до сих пор валяется коробка с диском от PES 12. 

Pro Evolution Soccer 2013 стала моей любимой частью футсимов от KONAMI.

Минусов было немало: карьера, лицензии и странный интерфейс

Практически любая японская игра настроена под азиатский рынок. Из-за этого у их продуктов странный интерфейс, да и над графикой в меню они вообще не запаривались. С PES 13, благо, все вышло лучше. Но либо я приноровился за годы игры, либо менюшка действительно выглядит не так отстойно, как в той же PES 08.

Второе упущение разрабов – карьера, самый важный парт любого футсима до появления вменяемой Ultimate Team. А с ней произошел полный факап – играть в это было крайне тяжко. 

Сильно подвели трансферы. Офферы можно было делать только определенному количеству игроков (в зависимости от крутизны скаута, но не больше пяти предложений). Он же искал наиболее доступных и согласных игроков. Загасить кого-то баблом было без вариантов – даже если вы миллиардер и выписываете по 100 миллионов зарплаты игроку с рейтом 80, он не согласится перейти в ваш «Юнайтед», если шанс на переход – 1%.

Неприятная фича серии PES – дополнительные скиллы за бутсы. Да, при прогрессе в карьере вам открываются бутсы, которые прокачивают скорость, удар, технику и менее важные атрибуты. Даже в футсим японцы добавили казуальности. 

С молодежкой также была проблема – она обновлялась посезонно, причем в скваде могли появиться те, кто завершил карьеру недавно. Так, например, в моем давнем сейве 17-летний скуф Поул Скоулз катал за «Барселону».

Могло отпугнуть и отсутствие лицензий – «Норт Лондон» со странным лого, «Мэн Блу» вместо «Сити», а итальянские гранды можно было распознать только по скваду и цветовому сочетанию логотипа. Опытные юзеры же сразу после скачивания игры шли на специальные сайты, загружая файл Option.bin, где нейминг команд был нормальным. 

Лицензии сказались и на карьере – некоторых клубов не было даже в их стремном названии, поэтому все бисты (например, Марио Гетце и Алешандре Пато) находились в команде «Другое». Переходя к сути, 13-я часть игры была очень сырой и очень японизированной. Ее спасли мододелы, делавшие из PES конфетку.

Плюсы – старый движок, режим карьеры за игрока и патчи

FIFA и EA FC из-за спецзащиты очень сложно патчить. Так было практически всегда – канадцы выпускали готовый продукт, но наши мододелы все равно старались добавить РПЛ в части, где наша лига отсутствовала.

В случае с PES же все было в разы проще. Моддеры стали вторыми разрабами: меняли названия клубов на привычные, быстро завозили формы, обновляли фейспаки, трансферы, геймплей и добавляли новые лиги. Конкуренция на рынке сделала PES 13 особенной – за подписчиков ВК и редкие донаты билось несколько модов, поэтому патчи для этой части стали культовыми. Например, RSP, который практически полностью менял футсим. 

Настроить под себя можно было всё – добавлялись Бундеслига, греческий чемпионат, РПЛ и УПЛ. Моддеры добили полноценные вторые дивизионы, а проработали даже скиллы для ФНЛ. Хочешь сквад своих пацанов? PES позволял сделать и это – встроенный редактор был и в самой игре, что позволяло проработать ее до уровня канадского конкурента.

PES 13 – последняя часть на старом движке игры, из-за которого фанаты прикипели к серии. Под нее подогнали несколько новых движений, а ты действительно чувствовал футболиста, когда залипал в игру. Пока в FIFA можно было проходить по флангу и неустанно навешивать, Pro Evolution Soccer позволял комбинировать и закрываться в автобусе – все по канонам реального футбола.

Не без косяков, конечно – так, например, кипер постоянно выкидывал мяч парашютиком, из-за чего защитники соперника успевали вернуться в оборону. Но геймплейно PES 2013 все равно была гораздо круче FIFA.

Эта часть запомнилась и режимом BAL. Become a Legend – карьера за футболиста, которая также была лучше, чем аналог FIFA. Во многом из-за геймплея, а также из-за отсутствия странных трансферов. Ты мог попроситься в понравившуюся команду, либо игра сама подбивала под тебя варианты в конце каждого сезона. Pro Evolution Soccer стала по-настоящему народной игрой именно из-за 13-й части. Японский футсим превратился в мощного конкурента FIFA. 

PES 13 – пик футбольного симулятора. В следующей части фанатов ждало разочарование

Отчасти PES 13 делает культовым футсимом отстойность будущих игр. Следующий парт серии перешел на Unreal Engine. Его рекламировали с дикой помпезностью: передовой движок был призван сильно изменить игру. Она действительно поменялась, но лишь в худшую сторону.

Огромное количество багов, вылетов по ходу матча, отсутствие какого-либо смысла в скорости, да еще и гораздо более тяжелая для слабых компов начинка – PES 14 стала тенью практически идеальной FIFA 14. Еще и Ultimate Team выбила канадцев сильно вперед. У японцев не получилось конкурировать с идеальным онлайн-режимом, поэтому серия пошла на спад.

Преданные фанаты забили даже на лицензию Лиги чемпионов, а FIFA постепенно догнала PES и в режиме карьеры за футболиста. PES 14 – провал KONAMI, что сделало 13-ю часть серии еще более любимой.

Какие спортивные игры мы ждем в 2025 году? От новой EA Sports FC до футбола в стиле Rocket League

В какой части FIFA/EA Sports FC был лучший режим карьеры? Расставили от худшего к лучшему

(Фото: скриншоты, KONAMI)

Биография
Поп-ММА и медиафутбол - худшее комбо интересов, с которым можно было залететь на Кик. Но у меня получилось. Из других увлечений - бои Макса Холлоуэя, русский рэп и изучение токсичных комментариев фанатов бокса.