
Что означает отмена Football Manager 2025? Игра не мертва, но у разработчиков большие проблемы
Такого не было никогда.
Многие годы франшиза Football Manager была самым стабильным тайтлом в мире спортивного гейминга. Pro Evolution Soccer и FIFA Manager умерли страшной смертью, FIFA/FC ругают почти каждый год, с NBA 2K не все так хорошо, а старичок FM просто жил красивую нишевую жизнь и радовал фанатов. Критика тоже была, но глобально игра всегда поставляла то, что обещала, а геймеры всегда в нее играли. И вот мы стали свидетелями кризиса в Sports Interactive.

Что произошло? Football Manager 2025 должна была открыть новую страницу в жизни франшизы. Она должна была стать проще, доступнее и технологичнее, чем когда-либо, благодаря движку Unity. Но сначала игру перенесли с ноября 2024 года на май 2025 года, а потом полностью отменили. Что это, если не начало конца? Давайте разберемся.
Почему игру отменили?
В официальном заявлении Sports Interactive говорится, что разработчики недовольны тем, какая игра у них получается. Она все еще не готова к релизу и не была бы готова даже в том случае, если бы Football Manager 2025 снова перенесли на несколько месяцев. Студия могла бы выпустить игру сырой и добить патчами, но отказалась от такого решения.

Такова официальная версия. Что с ней не так? Дело в том, что в последний пункт слабо верится. Игру отменили за полтора месяца до релиза и за все это время игрокам не показали ничего. Ни скриншота на новом движке, ни больших апдейтов, ни новый интерфейс, ни лиц ньюгенов, ни чего-либо еще. Это не то, как вы себя ведете, когда у вас есть просто недобитый прототип. Получается, что Football Manager 2025 попала в производственный ад и умерла, чтобы переродиться в Football Manager 2026.
Отмена игры – страшный удар по Sports Interactive
Казалось бы, разработчики честно сказали: у нас не получилось и мы не готовы выпускать игру. За что же их ругать? На самом деле, именно за то, что Sports Interactive обещала игрокам полную прозрачность во время разработки, но скриншотами и процессом, как мы сказали выше, никто не делился. Football Manager 2025 разрабатывалась в полной тишине.

Видимо, обещания прозрачности работают только тогда, когда все идет по плану – а это не очень-то и честно. Не говоря уже о том, что геймеры просто устали ждать новый Football Manager. Версия 2024 была в общем-то просто хорошей сборкой Football Manager 2023 с незначительными изменениями. И все для того, чтобы доделать FM 25. А теперь выясняется, что этого не будет. Обидно.
Для Sports Interactive – да и всего комьюнити спортивных симуляторов – это новая ситуация. Поскольку игры привязаны к сезонам, они должны выходить все время. Такова конъюнктура этого странного рынка. Но об этом мы еще поговорим. Пока же установим, что риски для Sports Interactive сильно повысились – компания потратит кучу денег и времени на разработку, а если релиз будет неудачным, то это может стать фатальным моментом для всей конторы.
Главная проблема – переход на Unity
Чтобы объяснить, как это работает, давайте вспомним такую совсем не спортивную серию как Dragon Age. Нет, мы не будем в очередной раз ругать The Veilguard, но вспомним Dragon Age: Inquisition. Разработка триквела заняла много времени и несколько раз переносилась потому, что игру тогда пересаживали на движок Frostbite, хорошо показавший себя в Battlefield.

Проблема была в том, что он был ужасно приспособлен для игр от третьего лица. Рисовать окружение на Frostbite было удобно. Но Battlefield – шутер от третьего лица. Анимации ударов мечом, редактор персонажей, вид от третьего лица в целом – все это приходилось придумывать с нуля. А разница во времени с консультантами из DICE у BioWare составляла восемь часов, то есть ответы приходили с опозданием. Если бы разработчикам не нужно было бодаться с Frostbite, Inquisition вышла бы раньше и была бы лучше наполнена контентом.

Это один из многих примеров того, насколько сложно пересаживать игру с одного движка на другой. Football Manager теперь использует Unity, но много ли вы знаете спортивных игр на нем? EA Sports FC и UFL, например, используют Frostbite и Unreal Engine соответственно. А у FM есть вполне конкретные механики, которые нужно и придумать, и анимировать заново. Игра должна быть красивой, да, но при этом она должна сохранять дух Football Manager.
То, что Sports Interactive столкнулась со сложностями и не успела добить игру на кранчах – естественно. Особенно в мире, где разработка больших игр занимает долгий срок. Да, компания очень неизящно подала свой провал, но в целом такая возможность была всегда. Новый движок – всегда риск и много-много проблем в процессе. Поэтому придется терпеть дольше.
FM 25 доказала: ежегодные спортивные игры должны умереть
Этой проблеме больше лет, чем многим нашим читателям, но с каждым годом она все тяжелее. С чего мы вообще решили, что футбольные симуляторы должны выходить каждый год? И раз уж мы так решили, то почему мы требуем от них качества? Football Manager выходила каждый год, потому что использовала устаревший и очень простой движок.

А EA Sports FC получается одинаковой из года в год не только из-за лени Electronic Arts, но и потому что в современной индустрии хорошие игры не делаются так быстро. Baldur’s Gate 3 хвалили все, но она несколько лет провела в раннем доступе. А как давно не выходила номерная GTA, вспомните? Вот так и делаются большие игры. Привязка к сезонам им только вредит и хотелось бы, чтобы кейс с Football Manager 2025 что-то сдвинул.
По-хорошему игры должны выходить тогда, когда они готовы и им есть что предложить. Все остальное легко решается с помощью сезонных DLC с обновлением составов, трансферов и другими минорными изменениями. Да, в таком случае будет гораздо сложнее продавать одну и ту же игру каждый год за полную цену. Но на этот раз дурацкая традиция ударила не только по геймерам, но и по разработчикам.
Как серия Medal of Honor исчезла и проиграла Call of Duty? Виноваты жадность, глупость и Battlefield
5 студий, купленных и закрытых Electronic Arts. Они разработали Dead Space, Command & Conquer и другие хиты