Перейти к содержимому

Как серия Medal of Honor исчезла и проиграла Call of Duty? Виноваты жадность, глупость и Battlefield

А ведь когда-то она и породила главного конкурента.

Заметили, как серия Call of Duty избавилась от всех своих конкурентов? Еще не так давно она боролась за звание шутера номер один с Battlefield, а в итоге осталась одна и стала ежегодным экспириенсом для зависимых фанатов серии. Иногда им везет, как с Black Ops 6, а иногда случается Vanguard или Modern Warfare 3. В зависимости от того, насколько ужасные условия для разработчиков создадут в Activision-Blizzard. А еще раньше, в нулевых, у Call of Duty был другой мегаконкурент – Medal of Honor.

Когда-то люди сознательно предпочитали Medal of Honor, а не Call of Duty и спорили о том, какая из этих серий более великая. Что же случилось с Medal of Honor? Она погибла в мучениях, как и многие другие проекты Electronic Arts. И то, что именно с ней происходило – целый набор поучительных историй о видеоигровой индустрии, а еще отличный повод для нас с вами вспомнить и разобраться с историей падения Medal of Honor.

Medal of Honor придумал Стивен Спилберг – и это заметно

Первая часть Medal of Honor вышла в 1999 году. Автором идеи и основным продюсером был Стивен Спилберг, которому не хватило историй о Второй мировой войне после выхода «Спасения рядового Райана». Легендарный режиссер заинтересовался играми и основал студию DreamWorks Interactive, чтобы сделать опыт геймеров кинематографичным. Так и появилась первая Medal of Honor – самый киношный шутер своего времени.

Чем она выделялась на фоне конкурентов? Эпичностью, масштабом и реконструкцией реальных боевых действий. Medal of Honor не водила игроков по коридорам, а предлагала поучаствовать в самых известных эпизодах Второй мировой со стороны армии США. Собственно, высадка в Нормандии прилагается. И каждый из этих эпизодов был максимально круто поставлен, насколько это было возможно с игровыми движками и графикой конца 90-х.

Участие Спилберга и умопомрачительное качество сделало Medal of Honor мгновенным хитом и привлекла влиятельных покупателей. Уже в 2000 году Electronic Arts покупает DreamWorks Interactive и заставляет разработчиков из трех разных студий выпускать новые игры серии MoH на всех возможных платформах в абсолютно безумных количествах. В один год могло выйти и две, и три Medal of Honor, причем большая их часть продавалась очень хорошо. 

Некоторые и правда были достойными наследниками первой Medal of Honor – например, совершенно прекрасная Medal of Honor: Allied Assault 2002 года от компании 2015, Inc. Сама компания, правда, развалилась почти на ходу, но она еще пригодится в нашем повествовании. Главное, что хитами стала и Allied Assault, и части от EA Los Angeles (бывшая DreamWorks Interactive), так что в начале нулевых серия находилась на пике своей славы.

Игр Medal of Honor стало слишком много

И они просто надоели. Чувствуете некую схожесть с ситуацией вокруг современной Call of Duty? Но это правда. Новые части Medal of Honor выходили постоянно и казались слишком одинаковыми. Да почему казались – они и были одинаковыми, потому что из раза в раз показывали нам одни и же локации и операции.

Да, сам факт того, что шутер про Вторую мировую может быть историческим и сюжетным все еще поражал, поэтому мало кто осмеливался сильно ругать Medal of Honor. Но игра слишком ограничивала свой потенциал, практически не показывая эпизоды с Восточного фронта, если не считать Medal of Honor: European Assault 2005 года.

Помимо этого, конвейерная разработка имени Electronic Arts начала приводить к ухудшению качества. В новых Medal of Honor были старые звуки, старые модельки оружия, куски старых локаций и практически никакого разнообразия. При этом графика и геймплей тоже стояли на месте, хотя игры продолжали выходить. Да это же… FIFA! Но от мира военных шутанов, ага. Появление сильного конкурента было вопросом времени и такой конкурент появился.

Call of Duty 4: Modern Warfare прикончила Medal of Honor

Помните, как мы упомянули студию 2015, Inc? Ее лучшие разработчики ушли после выхода Medal of Honor: Allied Assault и основали собственную команду под названием Infinity Ward. И эта команда решила делать то, что у них лучше всего получается, а именно военный шутер. Именно так в 2003 году появилась первая часть Call of Duty. Но на старте CoD не впечатляла, потому что у разработчиков Medal of Honor было сильно больше денег и возможностей. Да, это был конкурент, но тогда еще не казалось, что с настолько огромным потенциалом.

Серия Call of Duty росла, постепенно становилась круче, а потом в 2007 году вдруг выдала нечто необычное – Call of Duty 4: Modern Warfare выбила дверь с ноги, как тогда еще лейтенант Джон Прайс. И это изменило все. Оказалось, что можно делать игры не только про Вторую мировую или Вьетнам, а про совсем недавние или в принципе выдуманные конфликты, но с применением всего самого современного оружия. 

И в то время, пока серия Medal of Honor в очередной раз показывала театры Второй мировой в Medal of Honor: Vanguard (какая ирония!) и Medal of Honor: Airborne, Call of Duty 4: Modern Warfare давала геймерам нечто совершенно новое. И разница в продажах и восприятии была настолько колоссальной, что на какое-то время это действительно вывело серию Medal of Honor из игры. Electronic Arts приостановила разработку, понимая, что против такого конкурента им нужно что-то особенное.

Medal of Honor обновилась, но потеряла себя

В 2010 году вышла обновленная Medal of Honor, названная так же, как первая игра. И в ней сеттингом не была Вторая мировая война – вот это да! Вместо этого местом действия был выбран Афганистан начала 2001 года. И сама игра была модной, красивой, практически как Call of Duty – но до этого мы еще найдем.

Казалось бы, вполне мудрое решение. Но не совсем так. Во-первых, серия Medal of Honor как будто признала преимущество Call of Duty и охотно взяла на себя роль отстающих. Там даже был персонаж, напоминавший Прайса до степени смешения. Во-вторых, игру не так хорошо приняли в США, Британии и Канаде, потому что там можно было играть за террористов, с которыми эти страны вели войну. Кое-где Medal of Honor даже запретили.

Но все-таки Medal of Honor 2010 года была очень даже компетентной, пусть и слишком похожей на Call of Duty. Тем более, что студии Dangel Close (бывшая EA Los Angeles) помогали специалисты из DICE, разработчики Battlefield. Проблема была в том, что Electronic Arts не остановилась и заставила ту же команду в рекордные сроки выдать новую игру.

А разработчики устали от кранчей и нереалистичных сроков. Результатом стала Medal of Honor: Warfighter 2012 года – абсолютно несуразный, забагованный и сырой во всех местах клон Call of Duty: Modern Warfare. И да, он продолжал игру 2010 года, хотя хардкорные фаны Medal of Honor просили обновленную красивую игру по историческим событиям, но EA была увлечена схваткой с Call of Duty и поэтому лишила Medal of Honor собственного лица. 

Победителем в битве Medal of Honor и Call of Duty стала Battlefield

На короткий срок. Но это именно то, что произошло. Дело в том, что провал Medal of Honor: Warfighter был настолько позорным и громким, особенно на фоне Call of Duty: Black Ops 2, что было бы просто глупо выпускать еще что-то под названием Medal of Honor. Если и делать новый шутер, то на него нужны огромные ресурсы, рекламная кампания и талантливая команда.

Только вот дело в том, что такая команда у Electronic Arts уже была. Она называлась DICE и разрабатывала Battlefield, еще одну конкурирующую с Call of Duty франшизу, дела у которой шли гораздо лучше, чем у Danger Close и ее Medal of Honor. Поэтому издатель решил сделать ставку на лошадь, которая не задыхается и не истекает кровью. Все ресурсы достались DICE, а Danger Close закрыли, ну и Medal of Honor как бренд вместе с ней.

Технически была еще Medal of Honor: Above and Beyond 2020 года, но это настолько стыдно, что о ней даже неловко говорить. Игра вышла в VR только для владельцев Oculus Rift, а стоила при этом как нормальный такой AAA-тайтл для всех. Естественно, что эта жалкая попытка не стоила того и не привела ни к чему хорошему. Разве что все лишний раз убедились, что Medal of Honor точно умерла.

Могла ли эта франшиза жить дальше? Да, если бы она утилизировала свои лучшие качества. Medal of Honor могла бы оставаться звездой исторических шутеров, шутером-реконструкцией и большим кинематографичным зрелищем, каким его задумал еще Стивен Спилберг. Но для этого нужно было как минимум давать разработчикам время на то, чтобы довести новую часть до приемлемого качества, а не выпускать их каждый год. И уж тем более не стоило вступать в заранее проигранную битву с Call of Duty.

5 лучших шутеров 2024 года. От Call of Duty до Warhammer 40 000: Space Marine 2

8 важнейших шутеров в истории киберспорта. От Quake до Counter-Strike и Valorant

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.