Перейти к содержимому

Что случилось с серией Need For Speed? В ней давно нет хороших игр, а фанаты уже не ждут Underground

Когда-то была великой.

В 2003 году Need for Speed: Underground на полной скорости проехала драг-заезд от релиза до статуса хита на времена. Уличные гонки, глубокий тюнинг автомобилей и пульсирующий саундтрек сделали эту игру символом эпохи. Э-рон-дон-дон, ну вы в курсе. За ней последовали Underground 2 и Most Wanted – равновеликие шедевры, которые закрепили за серией статус иконы аркадных гонок. 

Но спустя почти два десятилетия фанаты задаются вопросом: куда пропала магия Need for Speed? Почему последние игры не вызывают восторга, и почему Electronic Arts не возвращается к легендарному подбренду Underground? История этой серии – это грустная история грехопадения и упущенных возможностей.

Need For Speed: Underground была пиком величия серии

Серия Need for Speed родилась в 1994 году с появлением одноименной игры, разработанной студией Distinctive Software (позже ставшей частью EA Canada). Она предлагала игрокам экзотические автомобили и напряженные полицейские погони – редкость для своего времени, когда гонки были либо просто гонками, либо чем-то совсем утрированным как Road Rush.

Однако настоящий прорыв произошёл в 2003 году с выходом Underground, которая перенесла фокус на уличные гонки и культуру тюнинга, вдохновленную первыми частями «Форсажа». Игра стала хитом, а продажи превысили отметку в 15 миллионов копий по всему миру, а ее сиквел, Underground 2, добавил открытый мир и ещё больше возможностей для кастомизации.

Даже если вы не фанатели от тачек, Need For Speed: Underground была органичной частью поп-культуры нулевых. Вы точно о ней слышали и, скорее всего, играли или видели, как играет ваш друг-сосед в режиме бэксит-гейминга. Это одна из игр, чья слава держалась на респекте улиц. Грубо говоря, знания о Need For Speed позволяли поддержать разговор на одном языке с гопниками, спортиками и автолюбителями. В отличие от всех остальных игр про машины, вроде задротско-величественной Gran Turismo, Need For Speed: Underground вышла за пределы своей жанровой ниши. И казалось, что на этом фундаменте будет стоять многолетнее величие.

Need For Speed: Carbon запустила конвейер провалов

Пик популярности пришелся на 2005 год с Need for Speed: Most Wanted, где разработчики из Black Box совместили уличные гонки с динамичными полицейскими преследованиями и захватывающим сюжетом. Не такая уличная, как Underground, зато красивая и с кучей новых механик. Но после этого триумфа серия начала спотыкаться.

Carbon 2006 года получила смешанные отзывы критиков и игроков, хотя все еще пыталась продолжать традиции Most Wanted. Но кампания была очень короткой, контента мало и в целом NFS: Carbon уступала предыдущим релизам по глубине. Продалась она неплохо – 5 миллионов копий, но это уже была не Underground и не Most Wanted.

Дальше была ProStreet 2007 года, которая отошла от уличной романтики к легальным гонкам, а Undercover в 2008 году была разгромлена критиками за технические проблемы и слабый геймплей. Это добило разработчиков из Black Box. После провала Undercover студия столкнулась с сокращениями. В 2009 году EA перевела часть команды в другие проекты: Skate и Need for Speed: World, а основную разработку серии передала Criterion Games и Ghost Games. В 2012 году Black Box была переименована в Quicklime Games и сосредоточилась на поддержке NFS: World, но уже в апреле 2013 года студия была окончательно закрыта в рамках реструктуризации EA. Бывшие сотрудники разошлись по другим конторам, включая Ubisoft и Slightly Mad Studios,

Новые части NFS перестали задавать тренды

Попытки возродить былую славу, такие как Hot Pursuit (2010) от Criterion Games, имели ограниченный успех, но не смогли вернуть серию на вершину. Последние релизы – Payback (2017), Heat (2019) и Unbound (2022) – по большей части оставили фанатов разочарованными, хотя мы к этому еще вернемся. Важно понять, почему Need For Speed стала хуже. 

Отчасти дело в смене разработчиков, а отчасти в том, как изменился игровой ландшафт в жанре гонок. Need for Speed столкнулась с серьезной конкуренцией. Серия Forza Horizon, запущенная в 2012 году, предложила игрокам огромные открытые миры, реалистичную графику и бесконечный выбор автомобилей – все то, чего не было в новых Need For Speed. 

В то же время реалистичные симуляторы вроде Gran Turismo и Assetto Corsa переманили аудиторию с запросом на глубину, а Need for Speed осталась в странной нише между аркадой и симуляцией, не удовлетворяя ни одну из сторон. Попытки адаптироваться, такие как Heat с ее дневными и ночными гонками хвалили за стиль, но ругали за геймплей. А новым флагманом жанра в мейнстриме стала все-таки Forza.

Не помогало и то, что серия потеряла идентичность при новых разработчиках – Criterion Games и Ghost Games. Criterion ставила на аркадный стиль с упором на зрелищные погони (Hot Pursuit, Rivals), а Ghost Games попыталась вернуть открытый мир и тюнинг (Payback, Heat). Из-за этого серия начала распыляться: каждая студия тянула серию в свою сторону, и Need for Speed потеряла четкую идентичность. Фанаты уличной романтики Underground не приняли ни симуляторный уклон Shift, ни казино-механики Payback.

Electronic Arts превратила NFS в FIFA

Канадские мясники с чемоданами денег не просто зарубили Black Box, но и выдоили из Need For Speed весь потенциал к развитию. С середины 2000-х новые игры в серии NFS выходили практически каждый год, как будто это номерная часть FIFA. А учитывая, что разработка с каждым годом становилась сложнее из-за развития технологий, это определенно не шло франшизе на пользу.

Нет ничего удивительного в том, что новые Need For Speed всегда казались сырыми. Они и были такими. У разработчиков просто не было времени ни на качественный брейншторм, ни на реализацию идеи. Black Box так вообще работала в адском режиме с постоянными кранчами, из-за чего команда выдыхалась. Отсюда и короткая кампания Carbon, и дикие баги в Undercover.

По сути, единственной интересной игрой в серии Need For Speed со времен Most Wanted была Need For Speed: Unbound 2022 года. Сочетание реалистичных машин с мультяшными эффектами – это дерзкий ход, а из-за граффити в ней даже было какое-то наследие Underground. Но продалась Need For Speed: Unbound хуже, чем Heat, то есть в широкую аудиторию игра не попала. И все же, если смотреть с точки зрения чистого креатива, далеко не идеальная Unbound – лучшее, что случалось с серией за последние годы.

Почему не вернулась серия Need For Speed: Underground

Фанаты годами просят EA вернуться к корням серии с новым Underground, но издатель, похоже, не видит в этом коммерческого смысла. Оригинальные Underground и Underground 2 были продуктами своего времени — эпохи, когда культура тюнинга была на пике благодаря «Форсажу», клипам рэперов по MTV и автомобильным журналам. Сегодня эта эстетика воспринимается как ретро, а современные тренды склоняются к гиперкарам. 

Последний релиз, Unbound, попытался возродить уличный вайб с мультяшным стилем, но не оправдал ожиданий многих фанатов, ждавших глубины Underground. Грубо говоря, если бы сейчас вышла Underground 3, это было бы большим событием для фанатов, но скорее всего они остались бы разочарованными, а игра бы не оправдала ожидания по продажам. Эта эстетика осталась в прошлом, но вот сама франшиза Need For Speed могла бы и не угробить свою славу на этом пути и оставаться серьезным конкурентом для Forza. Но, как мы видим, этого не случилось.

5 студий, купленных и закрытых Electronic Arts. Они разработали Dead Space, Command & Conquer и другие хиты

10 читерских игроков из старых частей FIFA. Они рвали игру до эпохи Месси и Криштиану

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.