
Все части Pro Evolution Soccer от худшей к лучшей. Вспоминаем треш и великую игру с Коллиной на обложке
Жаль, что ее больше нет.
Мы часто вспоминаем Pro Evolution Soccer, говоря о проблемах EA Sports FC, а ведь многие уже и забыли, что делало серию великой и почему она скатилась и стала безликой eFootball. Кажется, лучший способ узнать правду – это прямое сравнение. Поэтому мы расставили все части PES от худшей к лучшей. Признаемся честно, было нелегко. Все-таки в этой франшизе очень много игр, слишком похожих друг на друга.

Что мы учитывали в первую очередь? Во-первых, ощущение новизны и крутости в год выхода. Во-вторых, то, как конкретная часть Pro Evolution Soccer работала в сравнении с главным конкурентом – серией FIFA от EA Sports. Возможно, вы будете не согласны с тем, какие именно части окажутся на низких местах, но вот первое место как будто очевидно для всех, кто рос вместе с PES.
Pro Evolution Soccer 2008
Ужасная игра. Особенно в сравнению с предыдущей Pro Evolution Soccer 6. Да, именно 6, потому что в 2007 году Konami не выпускала новую игру. И двухгодичная пауза должна была сказаться положительно, но этого не случилось. PES 2008 – дымящаяся куча мусора. Управление было просто свинцовым, как будто игроки получают информацию от ваших кнопок по факсу, а отправляете вы еще через модем под тремя сервисами VPN. Страшно представить, сколько геймпадов пострадало.

Помимо этого, лица игроков стали хуже, ИИ стал хуже и разработчики зачем-то понерфили всеми любимый редактор команд. Pro Evolution Soccer 2008 – очень плохой способ войти в консольное поколение PlayStation 3 и Xbox 360 и просто слабая игра. Не говоря уже о том, что как раз у FIFA в этот год произошел нехилый прорыв, поэтому многие геймеры выбирали EA Sports.
Pro Evolution Soccer 2014
PES 2014 обещала стать началом новой эры благодаря движку Fox Engine, но вместо этого получился какой-то стыд. Игроки двигались как деревянные болванчики, управление было тугим и неотзывчивым, а физика мяча — просто странной: он то лип к ногам, то отскакивал как резиновый. Хотелось сделать красивый финт или точный пас, а в итоге получалась какая-то неуклюжая возня. Геймплей страдал так сильно, что даже фанаты начали сомневаться в будущем серии.

Графика, конечно, стала получше – лица игроков и стадионы выглядели поприличнее, чем раньше. Но это не спасало: лицензирование все еще хромало, и играть за команды с выдуманными названиями было не в кайф. Новый движок, который должен был все вывести на новый уровень, оказался сырым, и PES 2014 запомнилась как одна из самых слабых частей. Ожидания были большие, а на деле – сплошное разочарование.
Pro Evolution Soccer (PES 1)
PES 1 — это начало пути, и для 2001 года она была вполне себе ничего. Геймплей был простым, но бодрым: пасы летели куда надо, удары получались, а играть с друзьями было весело. Механики вроде точного управления и базовой физики мяча заложили фундамент для всей серии. Но по сегодняшним меркам это даже не динозавр, а трилобит: графика – сплошные кубики.

Лицензий тоже не завезли, так что играли за какие-то выдуманные команды с нелепыми названиями. Режимов было мало, никакой Мастер Лиги или карьеры — просто быстрые матчи и все. Для своего времени это был прорыв, но сейчас PES 1 трудно воспринимать всерьез. Респект за бодрый старт, но кроме движка игре было тупо нечего предложить.
Pro Evolution Soccer 2
PES 2 подтянула планку после первой части. Графика стала чуточку лучше: игроки уже не такие угловатые, а поле начало напоминать настоящее. Управление сделали плавнее, физика мяча чуть реалистичнее, и главное – добавили Мастер Лигу. Этот режим, где можно было вести команду через сезоны, стал настоящим хитом и добавил игре глубины. Уже тогда было видно, что у японского футсима большое будущее.

Но лицензирование все еще было на нуле – фальшивые имена команд и игроков продолжали раздражать. Геймплей тоже был далек от идеала: не хватало той тонкости и реализма, что появилась позже. Тоже не будем останавливаться тут надолго, потому что мы, честно говоря, и сами плохо запомнили PES 2.
Pro Evolution Soccer 2009
PES 2009 немного реабилитировала серию после кошмарного PES 2008. Управление стало отзывчивее – пасы и удары наконец-то начали попадать туда, куда ты целишься. ИИ подрос в плане мозгов: противники перестали тупить на каждом шагу и начали хотя бы пытаться играть в футбол. Чуть улучшилась графика, но в остальном это практически та же самая игра.

Плюс в геймплее иногда вылезали косяки вроде странных отскоков мяча или неестественных движений. PES 2009 была лучше предшественника, но до настоящего возвращения к славе серии ей было далеко. Причем в тот момент в него играли скорее на доверии, многие даже не замечали бесчисленные косяки.
Pro Evolution Soccer 2015
Парадоксальная игра. С одной стороны, наконец заработал движок Fox Engine и движения стали плавными, а с другой Pro Evolution Soccer 2015 стала точкой, после которой мало кто решался говорить вслух, что PES в чем-то превосходит FIFA по крайней мере еще несколько лет. Улучшения были, в основном, косметическими, а в остальном игра выглядела медленной и скучной.

Помимо этого, онлайн-режим My Club работал ужасно и не мог конкурировать c FIFA Ultimate Team даже в теории. А еще Pro Evolution Soccer к этому моменту окончательно замучил всех повторяющимися репликами комментаторов. Это просто была несовременная игра, которая исправила несколько ошибок одной из худших частей Pro Evolution Soccer.
Pro Evolution Soccer 2016
Темные времена. Вроде бы что-то стало лучше, потому что появились лицензии на АПЛ и Ла Лигу, но у Pro Evolution Soccer 2016 было много технических проблем. Ужасающе плохой порт для ПК с вылетами и черными экранами, особенно в онлайн-режимах. Далеко не лучший тейк Pro Evolution Soccer.

При этом геймплей не сильно отличался от PES 2015, а еще у игры были довольно серьезные проблемы с искусственным интеллектом. Некоторые тактики вскрывали его сильно лучше, чем другие, плюс игроки соперника действовали предсказуемо в части ситуаций. Не то, чтобы PES 2016 была именно плохой, но она бесконечно средняя.
Pro Evolution Soccer 2019
Начало конца и последняя часть перед новым названием eFootball. PES 2019 была почти близнецом PES 2018, только с небольшими улучшениями. В основном, это текстурки и анимации. Но вот потеря лицензии на Лигу чемпионов ударила больно. Играть без официальной ЛЧ было не так круто.

Новинок почти не добавили, и режим Мастер Лига остался таким же, как раньше, что начало напрягать. Онлайн-режим все еще страдал от лагов, а в целом игра чувствовалась как легкий апдейт, а не новая часть. Неудивительно, что после нее Konami пошла на большой перезапуск и превратила игру в нечто иное.
Pro Evolution Soccer 2010
PES 2010 продолжила движение вверх. Графика стала красивее – игроки наконец-то начали выглядеть как живые, а анимации стали плавнее. Главная фишка – система дриблинга на 360 градусов, которая дала больше свободы в управлении. Можно было закрутить финт или обвести защитника так, как раньше и не снилось. ИИ тоже подтянули, что сильно радовало после деревянной версии PES 2009.

Отдельно хочется отметить, что в Pro Evolution Soccer 2010 было очень приятно играть в режиме Become A Legend. Возможно, это одна из лучших версий для сольной карьеры. Особенно на то время. Точно не лучшая итерация PES в целом, но и плохой еще не назовешь.
Pro Evolution Soccer 2011
Все еще неплохая, причем с довольно качественными улучшениями по части управления. Финты и удары стали гораздо приятнее, а ежегодный буст графики можно было заметить невооруженным глазом. Как будто в этот момент казалось, что Pro Evolution Soccer наконец-то вышла из затяжного кризиса и начала двигаться к светлому будущему.

Намекали на то и лицензии. Появились команды из Копа Либертадорес, что порадовало южноамериканскую аудиторию. У европейских лиг все еще были проблемы с лицензированием, но к этому моменту все уже привыкли скачивать моды. При этом моментами казалось, что в PES 2011 индивидуальные финты значили больше, чем командное движение в целом, а это довольно существенный геймплейный минус.
Pro Evolution Soccer 2012
Не будем долго сидеть на этой версии, потому что тут все просто. Минорные улучшения по сравнению с PES 2011: новая физика мяча, пот на лицах и режим «Футбол как стиль жизни». Он, кстати, всех запутал. Мы думали, что он смешает Мастер Лигу и Стань Легендой, но вместо этого он просто добавлял к ним возможность играть за владельца клуба. Ну и хорошо, это тоже было неплохо.

Еще вернулась полноценная тренировка, о чем просили многие геймеры. Но в остальном перемен тут мало. С другой стороны, ни одну из них нельзя назвать шагом назад. Выглядело все так, как будто серия Pro Evolution Soccer готовится к перезапуску, поэтому половина команды делала что-то большое, а другая половина чуть допили PES 2011.
Pro Evolution Soccer 2018
PES 2018 вышла крепкой и надежной. Геймплей был отполированным: физика мяча реалистичная, анимации плавные, управление четкое. Графика тоже скорее радовала, чем не: игроки выглядели почти как в жизни, но со стеклянными глазами, а еще стадионы стали детальнее. Новая фишка: режим случайного матча – она позволяла собирать случайные команды и устраивать фановые матчи с друзьями.

Но больших новшеств не завезли – игра казалась просто улучшенной версией прошлых частей. Мастер Лига начала приедаться, а лицензирование, хоть и стало лучше, все еще не дотягивало до конкурентов из EA Sports. PES 2018 была классной, но не прорывной.
Pro Evolution Soccer 4
Классика. Геймплей был почти идеальным для того времени, а управление на несколько голов превосходило деревянную FIFA. Физика мяча позволяла чувствовать каждый удар, а графика для того времени была на очень неплохом уровне.

А еще добавили Серию А и Ла Лигу с реальными названиями и формой. Мастер Лигу тоже расширили, сделав ее еще интереснее. Теперь в ней можно было провести не меньше времени, чем в карьере FIFA. PES 4 часто называют одной из лучших частей – и на то есть все причины.
Pro Evolution Soccer 3
Эта игра перевернула все. Не шаг, а прыжок вперед по сравнению с PES 2. Особенно мощно прокачали искусственный интеллект. Многие игроки были не готовы к тому, насколько сложными могут быть матчи. Традиционные для FIFA и предыдущих PES эксплойты уже не работали. Потрясающе. Но главное достижение Pro Evolution Soccer 3 в том, что именно тут родилась Мастер Лига. Легендарный режим для всех фанатов Pro Evolution Soccer, который никогда не претендовал на полную реалистичность и играл по своим собственным странным правилам.

По сути, многие культовые фишки Pro Evolution Soccer в принципе родились именно в третьей части. А, и еще тут совершенно великая обложка с Пьерлуиджи Коллиной. Сама идея того, чтобы поместить в центр внимания арбитра, уже казалась чем-то революционным.
Pro Evolution Soccer 2017
Последняя великая часть Pro Evolution Soccer. Фишка PES 2017 была в том, что в ней улучшили вообще все. Графика, лицензии, анимации, управление, искусственный интеллект. В нее было очень приятно играть даже несмотря на то, что визуал казался слегка устаревшим по сравнению с FIFA.

Техническая часть во много раз превзошла релизную версию Pro Evolution Soccer 2016, а как раз в это время в мире футбольных симуляторов снова сменилась парадигма. Начались жалобы на то, что EA Sports каждый год выпускает одну и ту же игру ради Ultimate Team, а еще FIFA не похожа на настоящий футбол. То ли дело реалистичная Pro Evolution Soccer.
Pro Evolution Soccer 5
Практически безупречный для своего времени футбольный симулятор, который по сравнению с FIFA 2005 вызывал эффект «да это же как по телевизору!» Тут те, кто не застал это время, конечно, посмеются, но это правда было так. Особенно шокировала физика мяча.

А еще ИИ чувствовался настолько продвинутым, насколько это вообще было возможно. PES 5 награждал за нестандартные ходы, а не рассчитывал на то, что вы будете следовать одним и тем же сценариям. Ну и невозможно забыть великие тренировочные режимы с челленджами.
Pro Evolution Soccer 2013
Лучшая часть PES в 2010-х. Особенно по сравнению с FIFA тех же лет, когда игры EA Sports казались слишком аркадными. Pro Evolution Soccer 2013 закопалась в симуляцию и не прогадала. Скажем, Месси и Роналду здесь чувствовались не как наборы циферок, раскиданных по разным атрибутам, а как Месси и Роналду. Называлось все это системой Player ID и на то время она работала хорошо.

Конечно, FIFA всегда выигрывала по части лицензий, но это был год, когда зарешало кое-что иное. Pro Evolution Soccer 2013 – игра про нюансы и геймплей. Про то, как двигаются игроки и как летит мяч. Наверное, в наших мечтах каждая часть PES должна была быть примерно такой, но желательно с большим количеством лицензий. Кто ж знал, что это последняя игра перед катастрофой Pro Evolution Soccer 2014.
Pro Evolution Soccer 6
PES 6 – вершина серии. Аргументы против не принимаются. Геймплей был просто совершенным для своего времени, а движения игроков максимально реалистичные. Причем в отличие от PES 5 тут ощущались индивидуальные отличия. Графика для своего времени была топовой – игроки узнаваемые, стадионы живые, а атмосфера такая, что мурашки по коже.

Вероятно, это один из лучших футбольных симуляторов в истории. Еще раз: мы говорим об ощущениях в год релиза и о том, насколько продвинутой казалась игра. Konami никогда больше не выпускала футбольный симулятор на таком уровне качества.
10 читерских игроков из старых частей FIFA. Они рвали игру до эпохи Месси и Криштиану
В какой части FIFA/EA Sports FC был лучший режим карьеры? Расставили от худшего к лучшему