
6 гениальных игр со слишком высоким порогом вхождения. От Dwarf Fortress до Project Zomboid
Они хороши, но не для всех.
Видеоигры – это не только индустрия, но и искусство. Они заставляют нас чувствовать эмоции, принимать сложные решения и думать не так, как мы привыкли. Не все и не всегда, но не в этом суть. Просто искусство как таковое требует усилия со стороны того, кто его потребляет. И некоторые совершенно гениальные игры настолько эзотерические и недоступные, что в них просто дико тяжело вкатиться.

Мы сейчас говорим не о Dark Souls или чем-то подобном с высокой сложностью, а именно о тех тайтлах, где механики и идеи в их основе настолько необычные, что стоят своих усилий. Но порог вхождения все равно нереально высокий. Так что же это за игры?
EVE Online (2003)
Уникальный феномен, к которому очень тяжело прикоснуться. EVE Online в том или ином виде существует уже больше двадцати лет, но она менялась так много раз, что это даже не важно. Это не просто MMORPG про космос, а целая виртуальная вселенная с реальной экономикой, где какой-нибудь корабль может стоить тысячи реальных долларов, а игроки могут придумать мошенническую схему угона транспорта.

Навыки персонажа прокачиваются в реальном времени, даже когда игрок не в сети. А еще там сложнейший крафтинг, социальные механики и куча микроменеджмента. Жить в EVE Online почти так же сложно, как в обычной жизни, поэтому она требует безумных ресурсов для освоения – и остаются надолго там только те, кто слишком сильно мечтал стать гражданином фантастической вселенной.
Dwarf Fortress (2006)
Игра для психопатов, которая выглядит настолько непонятно и отталкивающе, что всем, кто обзывал Football Manager таблицами Excel, должно стать стыдно. И сейчас еще ладно! Раньше Dwarf Fortress была еще более условной, потому что до выхода Steam-версии в 2022 году использовала ASCII-графику. Почему же она стала культовой? Вы строите колонию гномов, где процедурно генерируется все: культура, ситуации и даже характеры и страхи конкретных гномов.

Фишка в том, что Dwarf Fortress генерирует безумные истории. Ваш кузнец может стать легендой, выковав какой-нибудь мегамеч, а потом бесславно умереть от какого-нибудь подземного зверя. Случайных событий тут гигантское количество и процесс невозможно контролировать полностью. Те, для кого это слишком сложно, могут попробовать RimWorld, а за Dwarf Fortress наблюдать, читая безумные истории игроков на Reddit.
Kerbal Space Program (2011)
Внешне Kerbal Space Program выглядит почти как аркада. Вы строите ракету и запускаете смешных гуманоидов в космос, потом на Луну и дальше, постепенно улучшая технологии и исследуя свою солнечную систему. Но это обманчивое впечатление. На самом деле тут довольно реалистичная физика. Вам нужно рассчитать количество топливо, не перегрузить двигатель, понимать траекторию и так далее. Одна ошибка – и ракета развалится прямо на стартовой площадке.

Вообще по Kerbal Space Program можно учить основы астрофизика, потому чтобы играть в нее без гайдов неплохо бы понимать законы Кеплера и уравнение Циолковского. Нормальный такой порожек, правда? Первые запуски, а может и десятки запусков, вы точно завалите. Зато если разберетесь – все-таки настоящая астрофизика в тысячу раз сложнее – эмоции от момента, когда вы наконец выйдете в космос, будут непередаваемыми.
Project Zomboid (2011)
Великая игра, которая до сих пор висит в раннем доступе, но постоянно улучшается. Project Zomboid – это изометрический выживач, где нет никаких упрощений. Ранения нужно промывать, а чтобы починить машину, нужны инструменты и навык механики. В генераторах заканчивается бензин, а если вы промокли и не высушили носки, то можете заболеть и умереть. И это все в мире, где полно зомби.

Лучшего зомби-выживача мир просто не видел. И Project Zomboid, конечно же, существует для того, чтобы рассказывать в нем свои истории. На YouTube лежит гениальное видео игрока, который провел в игре 500 дней, собрал выживших и построил базу, находил и терял друзей, но все равно его в какой-то момент укусили. Надпись «Это история вашей смерти» в начале партии не шутит, но для того, чтобы не умереть в первые дни, нужно стараться и учить сложные механики.
Crusader Kings III (2020)
Технически на этом месте могли быть многие игры Paradox Interactive, причем почти все они сложнее, чем Crusader Kings III: милитари-стратегия Hearts of Iron IV, серия Europa Universalis, где происходит постоянный ребаланс из-за обновлений и так далее. Но это все, кроме Stellaris, игры про закрашивание карты. А Crusader Kings III, где мы играем за главу средневековой династии, все-таки тоже позволяет рассказывать глубокие истории.

По сути, игра становится глубже с каждым новым обновлением, но пока не дотягивает до прошлой Crusader Kings II, куда в 2025 году тяжело возвращаться из-за перегруженного интерфейса, где новичкам совсем не рады. Тут вы хотя бы можете пытаться и пытаться, пока не научитесь делать это эффективно. Но многие не выдерживаются, душатся и лишают себя совершенно безумных опытов, которые можно творить в Crusader Kings III – от превращения себя в легенду до тайных сеансов каннибализма в подвалах замка.
Factorio (2020)
Безумный промышленный симулятор, где продумано буквально все. Factorio – что-то вроде усложненной и заточенной под механизацию версии серии ANNO, где мы пытаемся автоматизировать все, что можно и что нельзя. Чем масштабнее наш проект, тем сложнее за всем следить, а еще ведь нужно бороться за ресурсы с агрессивными червями.

Factorio может внешне не выглядеть, как великая игра, но самое главное начать. Это именно тот тайтл, в котором вы будете говорить себе, что сейчас построите еще вот это и вон то, а потом пойдете спать, а потом вас засосет еще на часы. В ней всегда есть второе дно и всегда хочется большего.
11 топовых юнитов из культовых стратегий. Red Alert, Warcraft III и даже «Казаки»
7 обычных врагов в видеоиграх, которые страшнее боссов. Большие Папочки из BioShock, медоеды из Far Cry 4 и кошмар из Dark Souls