Перейти к содержимому

Почему люди до сих пор ругаются о финале The Last of Us? Выбор Джоэла – глупейший спор в истории

Пора это прекращать.

Знаете, что делает The Last of Us одной из величайших игр всех времен? Не механики, не диалоги и визуал, а то, что о ее сюжете спорят уже очень много лет. Почему-то многие геймеры видят Джоэла не таким, каким его задумал Нил Дракманн и другие сценаристы Naughty Dog. И из этого исходят все проблемы и споры не только вокруг игр The Last of Us, но и теперь вокруг сериала.

И раз сериал – каким бы он ни был – дал нам такой хороший повод об этом поговорить, нужно им воспользоваться и докопаться до того, что вообще происходит. Осторожно, в тексте есть спойлеры к обеим играм. По поводу первой мы не соблюдаем никакой осторожности вообще, а о второй предупредим в нужный момент. Так что же там с Джоэлом?

Выбор Джоэла – главный спор в истории видеоигр

Как вы, наверное, знаете, в игре The Last of Us Джоэл сопровождает Элли в больницу, где она должна пожертвовать собой ради будущего всего человечества. Ни у кого в этом мире, кроме Элли, нет иммунитета к заражению кордицепсом. Поэтому Элли – единственный шанс. Но травмированный потерей дочери Джоэл прикипает к Элли и, узнав о том, что она не перенесет операцию, он убивает врачей и врет Элли в финале, выбирая свою травму, а не интересы большинства.

В этом, собственно, главная трагедия Джоэла. И отсюда стартует спор на все времена: «А прав ли Джоэл?» Одним кажется, что он совершил огромную ошибку, а другим, что жизнь Элли для него важнее всего остального – и это главное. Сам спор – интересная версия задачки с вагонеткой, но проблема не в нем конкретно. Проблема в том, какие используются аргументы.

Так, многие геймеры годами кричали о том, что вообще не факт, что эти врачи могли бы сделать какую-то вакцину. Якобы даже в игре были намеки на то, что это все неправда. Ну как эти Цикады в рухнувшем мире вообще могут всех спасти? Это чушь! И никого не смущает, что Джоэл ради спасения Элли убивает в общем-то невинных людей, которые лично ему ничего плохого не сделали. Да, так бы поступил этот персонаж. Но это не совсем оправдание.

Джоэл – не хороший парень

Об этом говорят сейчас вслух и Крэйг Мэйзин, и сам Нил Дракманн, с которым они работают над сериалом «Одни из нас». Джоэл – сломанный человек и убийца, готовый в каких-то случаях пойти даже на пытки. Но мы привыкли к тому, что главный герой видеоигры по умолчанию считается хорошим, поэтому игроки всерьез идентифицируют себя с Джоэлом. И это проблема.

Нечто похожее произошло в свое время с Уолтером Уайтом из «Во все тяжкие». Вся задумка сериала была в том, чтобы показать, как обычный человек постепенно превращается в настоящее чудовище. Но зрители все еще думали, что Уолт – хороший парень, который совершает ошибки ради семьи, и жестко топили за него в любой ситуации.

Большего всего пострадала от этого Скайлер, жена Уолта. Она до сих пор входит в топы самых ненавидимых персонажей в истории телевидения, хотя на самом деле Скайлер не сделала ничего плохого. Она – жертва. Рядом с ней выросло чудовище. И то, что она мешает ему, останавливает превращение и заземляет Уолтера, это правильно. Но реакция публики обратная.

Так же и с Джоэлом. Ему можно сочувствовать, но вы бы не хотели встретить такого человека в реальной жизни. Более того, его конфликт с Элли во второй части как раз завязан на том, что Джоэл поступил эгоистично и лишил Элли предназначения. Он думал о себе, а не о том, чего бы хотела Элли. Все это Дракманну теперь приходится проговаривать, хотя это было зашито в саму игру изначально.

Нил Дракманн ответил на главный вопрос The Last of Us

Это произошло на подкасте Sacred Symbols. На самом деле, на два вопроса. Во-первых, он поддержал выбор Джоэла с точки зрения персонажа – и это логично, он же его написал. Но это не все. Во-вторых, Дракманн сказал, что Цикады все-таки могли создать вакцину, если бы их не остановил Джоэл. А это уже отрезает аргументы о том, что на самом деле второго варианта не было и Джоэл ничего не запорол.

Знаете, что самое шокирующее? Что части аудитории The Last of Us оказалось совершенно плевать на мнение ее создателя и человека, который придумал весь этот мир и логику его работы. Кто-то даже написал «Откуда ему знать?» – это распространенное свойство фанатов, когда они пытаются отобрать у создателей произведение и контролировать его самостоятельно. 

Главное, что мы должны понять – спор о The Last of Us теперь гораздо конкретнее, потому что у нас есть четкое подтверждение от Нила Дракманна, что вакцина была. Так-то это было не очень важно с точки зрения сюжета, потому что игра больше о людях, чем о каких-то общемировых событиях. И Джоэл в любом случае сделал то, что сделал. Но отсюда возникает и второй спор.

Мог ли Джоэл выжить?

Осторожно, мы заходим на категорию тяжелых спойлеров к The Last of Us Part II и второму сезону сериала. Но перед тем, как мы туда дойдем, вы должны знать, что в сценарном мастерстве существует старая традиция, которую соблюдают практически все фильмы Голливуда. Она говорит о том, что к финалу все персонажи получают то, что они заслужили по ходу фильма. 

То есть убийца, скорее всего, будет так или иначе наказан. Часто этот принцип объясняют на фильме Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Джулс Уиннфилд (Сэмюэл Л. Джексон) и Винсент Вега (Джон Траволта) чуть не погибли, когда в них стрелял паренек в квартире. Джулс после этого решил переосмыслить свою жизнь и раскаяться, даже от денег своих отказался, а Винс – нет. В итоге Джулс выжил, а Винса на толчке убил персонаж Брюса Уиллиса. Вот примерно так это и работает.

Мы сейчас говорим о том, что Джоэл со сценарной точки зрения подписал себе смертный приговор в тот момент, когда убивал невинных врачей. В отличие от других ситуаций в сюжете The Last of Us, тут он именно совершал непростительное преступление. Поэтому не было никаких шансов, что Джоэл вдруг останется жив и годы спустя.

Более того, это запускает цепочку событий, в результате которых потерявшая смысл жизни Элли выходит на дорогу мести и не приходит ни к чему хорошему. К финалу The Last of Us Part II она абсолютно сломана и даже не может играть на гитаре, потому что она вслед за Джоэлом пошла по пути насилия и не вернулась. Этот кусок информации почему-то не укладывается в голове у геймеров, воспринимающих смерть Джоэла как предательство Naughty Dog.

По сути, все споры вокруг The Last of Us стоят на иллюзии о том, что Джоэл – хороший парень. Хотя если бы был изначально фильм, а не игра, такая судьба была бы логическим продолжением его действий. Но не нее бы так не реагировали. Почему? Потому что играя за Джоэла игроки начали ассоциировать себя с ним так же, как они ассоциируют себя с Данте в Devil May Cry или Леоном Кеннеди в Resident Evil 4. Они считали его фигуру по правилам видеоигр, а не по правилам сценариев. А The Last of Us как раз была одной из тех игр, где жанры и медиа смешались, создав нечто новое. Так что ее влияние тяжело переоценить. Но бесконечный и бессмысленный спор вокруг Джоэла, кажется, не закончится уже никогда.

7 обычных врагов в видеоиграх, которые страшнее боссов. Большие Папочки из BioShock, медоеды из Far Cry 4 и кошмар из Dark Souls

3 главные проблемы второго сезона The Last of Us. Ни одна из них не связана с Беллой Рамси

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.