
5 невероятно плохих клонов GTA. От адаптации «Крестного отца» до мегадорогого провала Microsoft
Не стоит копировать успех Rockstar.
Невозможно отрицать влияние серии Grand Theft Auto на видеоигровую индустрию. Почему? Хотя бы потому, что ее успех породил огромное количество желающих запрыгнуть на тот же хайп-трейн, причем некоторые даже были успешными. Такие серии, как Mafia, Saints Row, Payback родились на волне успеха GTA, но каждая из них в итоге смогла найти собственный путь.

Но есть примеры, когда желание скопировать формулу успеха GTA привело только к тому, что и разработчики, и их игра превратились в посмешище. Именно о таких играть мы сегодня и поговорим. Тем более, что пока мы это делаем, где-то на фоне проваливается MindsEye – игра от одного из разработчиков GTA, но она все-таки не подходит под описание GTA-клона. Так что же за игры мы сегодня будем обсуждать?
Driver 3 (2004)
Она же Driv3r, потому что цифры в середине названия – это круто для 2004 года. Изначально это серия должна была симулировать погони, что тоже в целом делало ее конкурентом для первых двух частей Grand Theft Auto. Но когда вышла трехмерная и безумно большая для своих лет GTA III, разработчики Driver сошли с ума и выпустили Driver 3.

Все, что касается вождения, было ничего. Но возможность и необходимость выходить из машины и стрелять убили Driver 3. Стрельба была невероятно отстойной: без отдачи, без ощущения, а у врагов был тупейший искусственный интеллект на свете. Ну и, конечно, совершенно пустой мир, где копу под прикрытием просто нечего делать. Слабая история, слабый геймплей и тот случай, когда водителю не нужно было покидать тачку.
Torrente 3: The Protector (2005)
Ужасающе трешовая игра, о которой в СНГ никто бы не знал, если бы не моды, где скуфоватого главного героя превращали в Романа Трахтенберга. Да, на торрентах того времени валялась игра Torrente 3: Трахтенберг в Мадриде. Делайте с этой информацией, что хотите. Вообще это игровая адаптация испанской серии комедийных фильмов, но в стилистике и механике GTA, потому что это было модно в те годы.

Наверное, о Torrente бы знали только не испанцы, если бы не трешовый юмор этой игры – единственное, что ее выделяет. Потому что плохо отрисованный трехмерный Мадрид, плохая стрельба, плохая езда и плохое все делали Torrente скорее контентом для треш-обзорщиков, чем реальной игрой. Но это только говорит нам о том, насколько популярной и важной серия GTA была в нулевых.
True Crime: New York City (2005)
Вторая и последняя часть в серии True Crime, где мы играем за копа и может арестовывать и обыскивать хоть всех встречных НПС в городе. Первая, True Crime: Streets of LA, была не таким уж и плохим экспериментом. Да, она паразитировала на успехе GTA, но показывала этот мир с перспективы полицейского, а еще сильно вдохновлялась гонконгскими боевиками. Боевая система с кунг-фу окупала многие недостатки Streets of LA – и геймеры надеялись, что сиквел будет еще лучше.

К сожалению, True Crime: New York City оказалась намного хуже первой части. Это устаревшая, насмерть забагованная и откровенно сырая игра в 2005 году проигрывала любой части GTA всухую. Сложно хвалить тайтл, в котором ты можешь рандомно провалиться под текстуры в любую минуту. Следующая часть True Crime должна была выйти в 2010 году, но ее отменили, а наработки пошли на создания Sleeping Dogs – гораздо более интересной франшизы, чем True Crime.
The Godfather II (2009)
Непонятно, о чем думали в EA Redwood Shores, когда создавали игру в стиле Grand Theft Auto по мотивам «Крестного отца 2» Фрэнсиса Форда Копполы. Классика кинематографа не должна ложиться на видеоигровые рельсы, тем более в таком стиле. И она – не поверите – не легла. В The Godfather II мы играем за Доминика, восходящего гангстера из семьи Корлеоне. Перед нами большая карта и задача шаг за шагом подниматься по криминальной лестнице.

Сложно представить себе что-то более смущающее, чем GTA-клон от EA по «Крестному отцу». Не хочется, чтобы кто-то вошел в комнату, пока вы в нее играете, потому что от такого позора не отмыться. Естественно, связь с сюжетом фильма там очень условная, а собственно игровая версия написана очень плохо – она не достойна ни Копполы, Марио Пьюзо. Езда была скучной, миссии одинаковыми, диалоговые реплики слишком простыми, а техническая часть устаревшей для 2009 года. Тот случай, когда хорошо, что о ней никто не помнит.
APB: All Points Bulletin (2010)
Все еще один из самых дорогих провалов в истории видеоигр. Microsoft и Realtime Worlds потратили примерно 100 миллионов долларов на то, чтобы сделать All Points Bulletin – буквально GTA: Online до GTA: Online. Идея в том, что у нас открытый мир с оружием и транспортом, вы создаете персонажа, вступаете в группировку и веселитесь настолько, насколько вам позволяет фантазия. Казалось, что это будет что-то гигантское. Особенно подкупало участие Дэвида Джонса, разработчика GTA – понимаете теперь, почему мы в начале вспомнили MindsEye?

Короче, это не сработало. Игра оказалась кривой и нестабильной. Дисбаланс фракций был сильно в пользу преступников, а законники все время проигрывали. Редактор оказался не настолько крутым, как обещали. А еще система монетизации была довольно жесткой для 2010 года – игроки не приняли APB и Realtime Worlds быстро разорилась. Серверы закрыли, а Microsoft, чтобы отбить хоть какие-то вложения, переделала игру в APB: Reloaded – ее можно назвать сдержанным успехом, но только по сравнению с ультрапровальной первой попыткой.
Почему Bully – самая недооцененная игра Rockstar? Великий тайтл убили GTA и Red Dead Redemption
8 игровых механик, которые все ненавидят. QTE, эскорт-миссии и форсированный стелс