Перейти к содержимому

7 шикарных игр, которые неожиданно плохо состарились. От Alan Wake до Fallout: New Vegas

Сейчас в них тяжело играть.

Каждый из нас может без труда назвать несколько легендарных игр, которые плохо состарились. Как правило, это будет контент для археологов, вроде ваших любимых игр с SEGA и первой PlayStation. Да, серия Syphon Filter была крутой, но сегодня в нее просто нереально играть, потому что индустрия шагнула вперед. И проблема тут в том, что мы все это прекрасно понимаем. 

Но есть игры, о которых люди еще не думают, как о старье, а ведь они тоже постарели очень плохо. Сегодня мы поговорим именно о таких тайтлах. О тех, которые когда-то пахли свежестью, но сегодня в них уже проблематично играть и нужно снять с глаз ностальгические очки. О каких же конкретно играх мы говорим?

The Elder Scrolls V: Skyrim (2011)

Опять же, все знают о величии The Elder Scrolls III: Morrowind, но прекрасно понимают, что она неиграбельна для современного геймера. А вот ситуация со Skyrim интереснее. Bethesda столько раз ее переиздавала с новыми текстурками, что может показаться, будто Skyrim – не такая уж старая игра. Но на самом деле устарела не графика, а принципы геймдизайна. Посмотрите на ремастер TES IV: Oblivion. Игра 2006 года в 2025 году выглядит чужеродно нелепо, как ты ее ни прячь под красивый графон. 

Ну да, смотрится здорово, но устаревшие квесты, пустой открытый мир и глупые диалоги-то никуда не делись. Вот у Skyrim примерно та же проблема. Она большая, но в ней очень мало хороших мест. По сути, это последняя игра из поколения, где ценился размах открытого мира. И аналогов Skyrim не появилось как раз потому, что игры пошли по другому пути.

Alan Wake (2010)

Первая Alan Wake получила огромное количество хвалебных отзывов потому, что в ней был интересный сюжет. Сэм Лейк в тот момент еще не сошел с ума от дешевых постмодернистских приемов и история Алана Уэйка казалась чем-то крутым. Но механику Alan Wake игрокам приходилось терпеть и 15 лет назад. Неотзывчивое управление раздражало и осложняло взаимодействие с врагами с помощью фонарика.

В 2025 году это просто неиграбельно. Alan Wake мешает играть в себя слишком активно, чтобы на это можно было закрыть глаза. Каждая ее механика ощущается сырой на фоне любого современного тайтла, поэтому перепроходить Alan Wake сейчас – очень плохая идея, обреченная на провал. Вы скорее всего не получите удовольствия.

Dishonored (2012)

Вот Dishonored действительно жалко. Отличный иммерсив-сим в необычном сеттинге, сочетающем в себе элементы фэнтези и викторианскую эстетику. Интерактивное окружение, крутой стелс, возможность решить проблему разными способами. Да чего только не было в Dishonored. Проблема в том, что сейчас все эти потрясающие вещи покрыты слишком толстым слоем механического несовершенства.

Грубо говоря, Dishonored для современного игрока так же недоступна, как и System Shock – другой великий иммерсив-сим. Особенно чувствуется возраст в моментах, когда вы сталкиваетесь с искусственным интеллектом – он был приемлемым для своего времени, но сейчас кажется слишком неуклюжим. Впрочем, в Dishonored 2 дела с этим обстояли значительно лучше, а совсем скрыта пылью времен только первая часть.

L.A. Noire (2011)

В 2011 году L.A. Noire казалась игрой из будущего, потому что там были очень продвинутые лицевые анимации. Но именно такие технологические прорывы устаревают в первую очередь. Поэтому никто сейчас не ностальгирует по Crysis 2. По сравнению со средненькими современными играми L.A. Noire сегодня производит впечатление уже довольно пожилого тайтла. Но дело не только в этом.

Помимо графических проблем, устарела и геймплейная часть. Идея с детективом в открытом мире была очень крутой, но в L.A. Noire у игрока слишком ограниченный выбор. Допросы с тремя вариантами выбора – такая же бедовая штука, как и колесо диалогов. Пустоватый мир тоже ощущается несовременно, как и игра, где разработчики не подумали о том, что делать, если игрок уже догадался, кто тут преступник, а протагонист еще нет. 

Middle-Earth: Shadow of Mordor (2014)

Грустно писать об этом, особенно после закрытия студии Monolith, но Middle-Earth: Shadow of Mordor все-таки не лучшее наследие для системы Nemesis. Да, сама технология, благодаря которой обычные орки Мордора наделялись личностями и особенностями, чтобы стать нашими главными врагами, работала потрясающе. Но это происходило внутри очень скучной игры с однообразной боевой системой.

Все эти прожатия QTE и бедный арсенал приемов не делают Shadow of Mordor одолжение. В 2014 году сражения в ней ощущались, как в игре 2005 года, а сейчас это смотрится и того стыднее. Так стоит ли того система Nemesis, чтобы ради нее терпеть скучные локации и бесконечные одинаковые бои. В наших фантазиях Middle-Earth: Shadow of Mordor ощущается как Ghost of Tsushima, но это всего лишь фантазии.

Pillars of Eternity (2015)

На самом деле тут речь пойдет о целом семействе возрожденных CRPG. Pillars of Eternity задумывалась как спасение студии Obsidian от банкротства. Игра в жанре, который эти люди умеют делать лучше всего. Игра-отсылка для фанатов старых Baldur’s Gate и Planescape. Классические механики, но в новом мире и новой упаковке. Вау! Вот как тогда воспринималась Pillars of Eternity. Как нишевое гурманское блюдо. Но десять лет спустя это уже просто не актуально ни для первой игры, ни для Pillars of Eternity II: Deadfire 2018 года.

Вышла Baldur’s Gate 3 от Larian и оказалось, что нюансные RPG могут быть и комплексными, и успешными. Интересными и доступными одновременно для широкого зрителя, и для фанатов этих самых RPG. И игре для этого необязательно тянуть устаревшие механики из 1999 года или закидывать бедных геймеров лором так, чтобы они в нем утонули. Видимо, возрождение ретро-RPG в слишком аутентичном виде было все-таки тупиковым путем развития видеоигр.

Fallout: New Vegas (2010)

Слушайте, Fallout: New Vegas – потрясающе написанная игра, где правда много отличных сюжетных линий. И многие олдовые фанаты Fallout любят противопоставлять ее Fallout 3, Fallout 4 и политике Bethesda в целом. Понятная и в какой-то мере валидная позиция, но все-таки тяжеловато ценить Fallout: New Vegas, не замечая возраст игры.

В 2025 году New Vegas ощущается очень тяжелой и странно советовать людям пойти в нее поиграть, потому что это единственная трушная часть среди поздних Fallout. Честно говоря, даже лаконичная Fallout 2 сохранилась лучше просто потому, что в ней меньше элементов, которые могут быстро заржаветь. А тут и движок, и боевая система, и прокачка – все какое-то пыльное и неказистое. Жаль, что время не пощадило New Vegas, но это было неизбежно.

6 гениальных игр со слишком высоким порогом вхождения. От Dwarf Fortress до Project Zomboid

5 невероятно плохих клонов GTA. От адаптации «Крестного отца» до мегадорогого провала Microsoft

Биография
Автор «Кика». Журналист/редактор по образованию. Пишу о спорте с 2012 года, слежу за громким и миксую спортивное с поп-культурным.