
7 игр с самыми неожиданными концовками. От Metroid до последней игры Кодзимы в Konami
Сюрприз-сюрприз.
Неожиданные финалы в видеоиграх не всегда работают так же, как в кино или сериалах. В пользу игровых твистов играет интерактивность, но, как и везде, хороший неожиданный финал нужно заслужить. Потому что если мы возьмем условную Heavy Rain, то раскрытие личности Убийцы Оригами там одновременно шокирует и не имеет никакого смысла. Это не то, за чем мы пришли.

Но бывают крутые неожиданные финалы. И совсем необязательно в современных сюжетных AAA с кат-сценами. Сегодня мы будем вспоминать именно такие игры, где в конце происходит не то, чего мы ожидали, но это определенно делает игру лучше, а финал незабываемым. Что же это за игры?
Metroid (1986)
Начнем с классики. В конце Metroid главный герой снимает шлем и оказывается, что все это время мы играли за героиню. Казалось бы, ну разве это твист? Но в 1986 году игрокам срывало крышу от такого откровения. Тем более, что в моде были именно протагонисты мужчины. Это было неожиданно, но по сути ничего не меняло из того, что произошло в сюжете – в этом и суть магии финала Metroid.

Забавно осознавать, что если бы такая игра вышла не в 1986 году, а сейчас, сотни комментаторов бы начали писать о том, что игра-то повесточная, потому что в нее – о ужас! – насильно добавили женщину. Тем интереснее, что первая Metroid вышла задолго до изобретения всех этих терминов.
Star Wars: Knights of the Old Republic (2003)
Старый-добрый KotOR в свое время сильно взрывал мозг классическим поворотом «герой X на самом деле Y!». Оказывается, наш персонаж – не ноунейм, который ударился головой, а лорд-ситх Дарт Реван, о котором мы столько слышали все это время. А вот дальше мы уже выбираем, присоединиться к Малаку или победить его вместе с Бастилой.

Обычно такие повороты кажутся дешевыми, но в KotOR все было сделано идеально. События игры не просто не противоречат этой истории, а только ее дополняют. Начиная от вопросов Карта в первые минуты игры на корабле и заканчивая отношением к нам Ордена Джедаев. При этом есть много игр, где те же вещи ощущаются дешево. Например, BioShock Infinite.
BioShock (2007)
Название не врет, игра содержит некоторые объемы шока. Если в Infinite подмена личностей кое-как работала, но все-таки от нее не хотелось браться за голову, то в оригинальной BioShock 2007 года Кен Левин отлично провел игроков. Да, оказывается, что наш главный герой – сын главного злодея. Но это не все! Нам промыли мозги, чтобы мы подчинялись фразе «Ты не мог бы, пожалуйста…». И вот тут начинается волшебство.

Мы вдруг понимаем, что наш как бы друг, который помогал нам всю игру по радиосвязи, на самом деле все это время манипулировал протагонистом, используя ту самую фразу. Но мы этого не знали и, более того, охотно шли исполнять. Вот это гениально! Игра действовала нашими руками, а не отбирала управление.
Spec Ops: The Line (2012)
Не то, чтобы Spec Ops: The Line была прямо топовой игрой, но ее финал точно достоин обсуждения. В этом милитари экшене наш протагонист Уокер сражается с злодеем Конрадом, много стреляет в людей и пытается освободить гражданских. В какой-то момент оказывается, что Уокер на самом деле сошел с ума и все происходило немного иначе.

На самом деле это Уокер стрелял по невооруженным людям, а Конрада давно нет в живых. Идея о том, что мы в один момент понимаем, что не предотвратили катастрофу, а были ее причиной, вызывает невыносимое чувство вины. И да, это сделано немного нечестно. Но Spec Ops: The Line все-таки умела вызывать эмоцию.
Undertale (2015)
Гениальность Undertale невозможно переоценить. Это одна из тех игр, которые меняют правила и заставляют нас много-много думать о том, что произошло. При этом ее артстайл и подача сильно отличаются от того, к чему мы привыкли в сюжетных играх. Но давайте ближе к делу. Какое финальное откровение ждало нас в финале Undertale? EXP – это не опыт.

Да, это не очки опыта, а extermination points («очки уничтожения»). То, что мы получали за убийства монстров, это мера нашей кармы. И если у вас много EXP, то вы, получается, большой злодей и плохой человек. Удивительно простая, но очень круто завернутая мысль и разрушение привычной модели геймплея.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)
Честно говоря, сюда подойдет любая часть Metal Gear Solid, потому что финалы от Кодзимы всегда наполнены безумием, двойным и тройным дном, разрушением всех стен вместе с полом и потолком, а еще их всегда невозможно предсказать. Но Metal Gear Solid V: The Phantom Pain выделяется тем, что тут основная подмена-то как раз простая и понятная. Особенно по кодзимовским меркам.

В финале мы узнаем, что наш герой – на самом деле не Биг Босс, а просто обычный медик, который спас его во время крушения вертолета. А поверить в то, что он Биг Босс, его заставили с помощью гипноза. Этот твист уже сам по себе довольно крутой, но знаете, что еще круче? С его помощью Кодзима ответил на вопрос, оставшийся со времен Metal Gear 2 1990 года.
Inscryption (2021)
Прежде, чем вы начнете это читать: лучше передумайте и поиграйте в Inscryption, потому что этот опыт можно испытать только один раз. Нет? Ну хорошо. Iscryption – это карточный рогалик, где мы сидим за столом с криповым человеком, который с помощью угроз заставляет нас играть. Как будто все очень просто и понятно. Но только на первый взгляд.

Ближе к концу Inscryption начинает ломать четвертую стену и просачиваться в нашу реальность. Оказывается, что тут есть мета-нарратив о древнем проклятии и вообще это как бы игра, одержимая демоном. И тут уже крипово становится не персонажу, а самому игроку. Удивительный твист, зато ощущение победы тут такое, как будто выбрался из «Джуманджи».
8 игровых механик, которые все ненавидят. QTE, эскорт-миссии и форсированный стелс
7 топовых игр, которым срочно нужен ремейк. От забытой RPG до Bloodborne