Первая звезда «ПСЖ».
«У меня никогда не было нужного менталитета для того, чтобы стать лучшим. Я играю в футбол как в детстве – чтобы получить удовольствие. Меня просили больше помогать в защите, а я всегда пытался развить свои сильные стороны, чтобы скрыть недостатки. Я не прошу остальных помогать во время атаки, только прошу дать мне мяч», – рефлексировал Хавьер Пасторе в 2020 году. Этих слов достаточно, чтобы описать карьеру аргентинца и то, почему он не стал суперзвездой поколения, несмотря на крутые данные.
Был звездой топового «Палермо»: тренер на месяц отлучил от футбола, но его обожал президент

Хавьер родился в июне 1989 года в Кордове, но помимо аргентинских корней у Пасторе были и итальянские: бабушка и дедушка были уроженцами Турина. Вместо академий «Ювентуса» и «Торино» хавбек делал первые касания в местном «Тальересе».
Среди сверстников он получил прозвище Эль Флако из-за худощавости и высокого роста, но тренерам было по барабану на его физику – Хавьер завораживал техникой и видением поля. В талант Пасторе поверили европейские скауты, и в 2007-м хавбек приехал на просмотр в «Сент-Этьен» и «Вильярреал», но провалился и вернулся на родину.
Через полгода его за 500 тысяч евро приобрел «Уракан». Спустя год он стал лучшим бомбардиром команды: забил семь мячей в 20 матчах и опять заинтересовал европейских менеджеров, обожающих латиноамериканских янгстеров. В числе кандидатов были привычные «МЮ», «Челси» и «Порту», но Пасторе выбрал итальянский «Палермо» – одну из ярчайших европейских команд, которую поднял с низов и отформатировал президент Маурицио Джампарини. Он лично был заинтересован в приглашении Хавьера и поручил эксперту по южноамериканскому футболу, а по совместительству директору Вальтеру Сабатини перехватить игрока.
«Он относился ко мне как к сыну. В первый же день он отвел меня в торговый центр, чтобы купить пару бутс: он хотел, чтобы я сразу начал играть. Я убежден, что так делают не все президенты. Он заставил меня сесть в машину и выбрать то, что я хотел. Он заставил чувствовать себя как дома, хотя первые несколько месяцев мне было непросто», – вспоминает Пасторе.

Хавьеру реально было непросто: при Вальтере Зенге он с трудом находил место на поле и играл левого вингера. Кажется, это было одной из причин увольнения Зенги президентом – Джампарини всерьез называл аргентинца реинкарнацией Зидана и не мог потерпеть провала.
В ноябре Зенге заменил Делио Росси, но тот не сразу доверился аргентинцу. Тренер сообщил, что Пасторе не будет играть ближайший месяц, но не потому, что не видел его в команде – наоборот. Коуч оставлял Хавьера после основных занятий, по два часа накачивал тактикой, учил занимать верные зоны и своевременно находить партнеров передачами.
«После этого я стал выходить на поле и был другим игроком. Я знал, где находятся мои партнеры и знал, что они будут делать. Этому меня и учил Росси», – рассказывал Пасторе.
Сезон-2010/11 Хавьер провел ударно, окончательно завоевав сердца палермианцев. Сюда вместился хет-трик «Катании», 1+1 в двух играх с «Юве» и звание лучшего бомбардира команды (13 мячей). Летом 2011-го к «Палермо» приехали шейхи с чемоданом, набитым 42 млн евро. Они только приобрели «ПСЖ», хотели превратить его в суперклуб и верили, что Пасторе станет ключевым звеном в осуществлении мечты.
Анчелотти критиковал за характер, а «ПСЖ» не давал раскрыться на любимой позиции

В статусе самого высокооплачиваемого игрока клуба (по слухам, он зарабатывал 4,5 млн в год) Хавьер набрал 16+6 в дебютном сезоне, но народ ждал большего. И Карло Анчелотти, в том числе: тренер регулярно жаловался в прессе на форму Пасторе. Анчи понял, что Хавьер – игрок настроения. Хавбек принимал критику, мог ответить голами в трех турах подряд и вновь потухнуть на месяц другой.
Карло в этом плане недалеко ушел от игрока. Он то негодовал формой Пасторе, то защищал его от нападков болельщиков. Хотя это не помешало аргентинцу выбивать по 20+ голевых действий в сезонах при Анчи, а также внести серьезный вклад в первое за 18 лет чемпионство.
В сезоне-2013/14 ему на смену пришел Лоран Блан, который делал ставку на владение мячом и вернул Хавьера на позицию десятки, но даже это ему не помогло. После семи стартовых туров аргентинец был худшим игроком Лиги 1 по средней оценке, а впервые отличился голевым действием только в феврале – в 17-й игре. Анчелотти, будучи тренером «Реала», снова укольнул Хавьера: «Он очень хороший и скромный мальчик, но он недостаточно сильный персонаж, чтобы исправить форму».
Следующий сезон уже напомнил прежнего Пасторе и вернуло шанс на воскрешение, но через год все снова сломалось: на этот раз из-за травм, из-за которых хавбек пропустил 29 матчей, а Блан перестроился на 4-3-3, в которой не было любимой позиции десятки. Отдельно на Хавьера повлиял теракт в Париже в ноябре 2015 года, который унес жизни двух его друзей, посетивших театр «Батаклан». Пасторе с трудом вернулся в Париж после международной паузы.
Пришедший в 2016-м на пост тренера Унаи Эмери так же надеялся на Хавьера: «В первую очередь я ценю его за игровой интеллект. Он очень умен тактически и талантлив». Но все снова загубили травмы (пропустил 24 матча) и отсутствие позиции десятки. Поэтому Пасторе со скамейки наблюдал за унизительным вылетом от «Барселоны» в 1/8 Лиги чемпионов, вынудившее шейхов привезти Неймара. Хавьер без истерик отдал бразильцу десятый номер, избавился от травм и сыграл 1300 минут в Лиге 1, набрав 4+6 в 25 матчах, но пробиться в основу стало невозможно.

«У меня оставался один год по контракту, но руководство хотело продлить соглашение еще на пять лет. Я не считал это справедливым, потому что в то время я не был на достаточном уровне, чтобы продолжать играть за «ПСЖ». Клуб говорил: «Ты останешься, мы любим тебя, и ты будешь играть». Мне было интересно, где я буду играть, ведь в команде были Ди Мария, Кавани, Неймар, Мбаппе.
Мне было 29 лет, я хотел играть. Я попросил отпустить меня, потому что уровень проекта был слишком высок для меня на тот момент».
Стал причиной развала «Ромы»: его хейтили президент и болельщики

Пасторе отправился в «Рому», которая ранее дошла до полуфинала ЛЧ, пригласила Мончи спортивным директором и намеревалась стать полноправным топом. Как не иронично, но именно переезд Хавьера обрубил амбиции римлян.
Эузебио Ди Франческо завоевал доверие руководства и болельщиков и хотел построить атакующие 4-3-3 с Де Росси, Дзаньоло, Ундером и Джеко. Но Мончи выложил почти 25 млн евро за Пасторе, а значит его нужно ставить в старт. Тренер переучивал аргентинца играть меццалу: Хавьер стартовал левым центральным полузащитником, мог подниматься высоко в полуфланг, но был вынужден отрабатывать в прессинге. Пасторе с духом классической латиноамериканской десятки таких требований не вывозил.
Ради аргентинца Ди Франческо перешел на 4-2-3-1, чтобы Пасторе мог играть на любимой позиции, но тот опять поломался и сыграл в Серии А чуть больше 500 минут.
В итоге сезон стал настоящим кошмаром для римлян: разгром от «Аталанты» 1:7, 0:3 в римском дерби и итоговое шестое место в чемпионате, а Мончи с Ди Франческо прогнали из Рима. Пасторе получил последний шанс от Паулу Фонсеки, но снова не вывез.
«После первого года Ди Франческо клуб хотел продать меня. Год спустя Фонсека остановил их и попросил оценить меня в предсезонке и, в конце концов, решил оставить меня. Он сказал, что я один из сильнейших в команде, и он вернет меня на вершину. Я был полон энтузиазма, но в декабре получил травму и не смог внести свой вклад так, как хотел»
На старте сезона-2020/21 Хавьер прооперировал злосчастное бедро, из-за чего возвращается в строй лишь через полгода. Тогда же в прессе выступил президент римлян Джеймс Палотта, который назвал Пасторе худшим трансфером клуба.

«Это один из худших случаев в эпоху Мончи, я не должен был доверять ему. Я дорого заплатил за Пасторе, хотя хотел Зиеша. Но Мончи забраковал Хакима после выступления на ЧМ-2018», – сказал Палотта в интервью Corriere dello Sport.
Весной «Рома» поплыла, а возвращение Пасторе погоды не изменило. Болельщики откровенно подтрунивали над игроком («На прошлой неделе была Пасха, а сегодня вернулся Пасторе – совпадение?») и высмеивали его трансферную стоимость.
Летом Фонсеку уволили и на его место пришел Моуринью. Тоже португалец, но менее любезный – Жозе и «Рома» договорились с Пасторе о расторжении контракта летом 2021-го. Переговоры были недолгими, а болельщики выдохнули.
Хавьер просидел на скамейке «Эльче» еще полтора года, а в декабре 2022-го укатил в ФК «Катар». Так и закончилась бесславно карьера одного из главных янгстеров конца нулевых. В какой-то степени из-за невезения и травм. В какой-то, из-за нового вектора развития футбола, в котором стали преобладать прессинг-машины. В другой степени, из-за мягкотелого характера.
Это и не позволило Пасторе стать хотя бы запоминающимся игроком поколения. Даже не великим.
Трагедия «нового Месси». Поругался с Гвардиолой, загубил карьеру из-за панических атак и пропустил победный Евро-2008
Что надо знать про Мудрика? До «Челси» был звездой медиафутбола и качался как псих
(Фото: соцсети Пасторе)